2. типа "История вопроса", где марксисты будут мягко НАВОДИТЬ в нас установку , что буржуйские диктаторы и "сильные личности" тождественны народным антибуржуазным вождям.
.
ВЛАСТЬ САКРАЛЬНАЯ И ЛИЧНАЯ
.
Культ власти, находящий свое выражение в идеологии и искусстве, так же древен, как и сам аппарат государства. Уже на одном из первых памятников объединенного Древнего Египта, - древнейшего государства в истории человечества, - палетке Нармера (ок. 3200-3000 годы до н.э.) мы видим запечатленную в камне идею величия фараона, разящего своих врагов, заметно возвышающегося над всеми прочими фигурами рельефа: писцами, солдатами, пленными. Тогда уже власть правителя обожествлялась, объявлялась связующим элементом между богами и смертными.
.
Да, власть всегда легитимируется через авторитет , имеет ли он "божественное" обоснование , как в древности и при капитализме (авторитет через культ денег) или светскую - через культ личностей , вождей ("лучших людей" общества). По другому власти нет - даже в анархической банде.
.
В Египте правитель был «сыном божьим», в Императорском Риме объявлялся «живым богом», а в христианском мире - «помазанником божьим». В лице монарха сакрализировались властные отношения деспотического государства. И это происходило помимо самих качеств властителя, вне зависимости от его личности. Согласно известной теории историка-медиевиста Эрнста Канторовича, природное тело короля и его личность почти всегда находились в тени политического тела. Личность правителя менялась, но священность монаршей власти, а значит и весь строй деспотического государства, должны были оставаться неприкосновенными.
.
В Новое время, в эпоху буржуазных революций и перехода к капитализму отношение к власти стало существенно меняться. В это время появляются политические теории, отвергающие сакральную и отеческую природу государственной власти. Такие философы, как Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, начинают утверждать, что источником земной власти является само общество, а не высшие силы. Подобная смена взгляда влекла за собой и перемены в отношении к земным правителям. Если право их власти держится не на божественной воле, то тогда оно должно основываться на чем-то другом. И этим чем-то другим должна была стать личность самого правителя, а вернее те величайшие достоинства, мнимые и реальные, которые якобы одни и делают фигуру властителя неоспоримой и великой. Это и стало предпосылкой появления культов «великих личностей».
.
Просто в Новое Время становления капитализма и науки жрецы сменились на идеологов (гуманитари, публицисты, философы, журналисты, политики-ораторы и тд ) - специалистов по промывке мозгов и создателей образов и авторитетов , в т.ч. через мнимые достоинства.
И удивительное дело, что если "достоинства реальные", то фигура ... все равно - "ЯКОБЫ великая". Такая вот марксистская "логика", по которой все Спартаки, Жанны д Арк, Яны Гусы, Александры Невские, Дмитрии Донские, Степаны Разины - великими и почитаемыми руководителями быть не могут, даже несмотря на все свои достоинства. А ведь это главный вопрос - КАКИЕ достоинства, идеалы и устремления у той или иной руководящей личности.
.
Культ Наполеона - один из первых культов личности в истории Нового времени. На создание образа «великого человека» работали лучшие художники Франции: Жак-Луи Давид, Энгр, Антуан Жан Гро. Бетховен посвятил ему одну из своих симфоний. О нем высоко отзывался Гете. Слава о его подвигах, его мужестве ходила по всей Европе. Он и сейчас воспринимается как личность, сочетающая качества гениального полководца, талантливого политика, отважного солдата и остроумного человека. Но уже здесь, в фигуре «императора революции» видны явные противоречия, которые культ «великой личности» призван был сгладить в сознании, как современников, так и потомков. На первых страницах «Войны и мира» Л. Толстого, отведенных светской болтовне посетителей салона Анны Шерер, главный герой романа Пьер Безухов так отзывается об знаменитом корсиканце: «…один Наполеон умел понять революцию, победить ее, и потому для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека (речь шла об убийстве по ложному доносу герцога Энгиенского)... Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее - и равенство граждан, и свободу слова и печати, - и только потому приобрел власть». Это сочетание деспота и революционера, героя и злодея, хранителя свобод и оккупанта в лице «великого человека» - отражает стремление примирить непримиримое. Еще в большей степени это становится заметно при рассмотрении классового аспекта правления Наполеона.
.
Генерал Наполеон пришел к власти на самом излете Французской революции в ходе переворота 18 брюмера 1799 года. За ним стояла революционная армия и надежды молодой французской буржуазии в его лице обрести порядок и защиту своих интересов, как от смутьянов внутри страны, так и от внешних врагов. Амбиции и надежды французской буржуазии были вполне удовлетворены. Она смогла не только сохранить полученные в ходе революции богатства, но еще и приумножить их за счет ограбления соседних стран. В то же самое время правление Наполеона было ознаменовано политикой примирения со старым и разрывом с революцией. Наполеон открыл границы Франции для бежавших эмигрантов-аристократов, вернул католичество, возродил дворянские титулы и сам короновался императором. Французская буржуазия приняла все это без тени смущения. Главное завоевание революции осталось за ней - собственность. Политика солидаризма, угадывающаяся за каждым жестом императора, продиктованная идеей поженить старое и новое, нищету и богатство, знатность и бесправие во благо великой нации - предполагала военного вождя и внешнюю угрозу. Ничто так не сплачивает разъятое классовыми противоречиями общество, как война. Наполеоновские войны призваны были решить накопившиеся проблемы.
.
Наполеон - обычный диктатор при французских банкирах и буржуях (реальная власть) , потом таких популистов , "отцов нации" и на западе , и на востоке и в Латинской Америки финансовая олигархия будет ставить и менять как перчатки. А западный плебс (он же пушечное мясо) станет примитивной манипулируемой массой, готовой верить в величие этих наполеончиков и гитлеров, на основании самой дешевой буржуазно-банкирской пропаганды СМИ.
.
На некоторое время война стала для молодой французской нации кровавой лотерей, приносящей ордена, звания и даже титулы для одних, но также смерть для многих других, она стала для многих средством выбиться из низов и обрести богатство. И вот сын бондаря Ней и сын крестьянина Ланн становятся маршалами империи, а сын трактирщика Мюрат помимо маршальского звания получает корону Неаполя.
.
Но война закончилась и, к горю пережившей революцию нации, не в пользу Франции. Поэт Альфред де Мюссе писал: «Подобно тому как путник идет день и ночь под дождем и под солнцем, не замечая ни опасностей, ни утомления, пока он в дороге, и, только оказавшись в кругу семьи, у очага, испытывает беспредельную усталость и едва добирается до постели, - так Франция, вдова Цезаря, внезапно ощутила свою рану. Она ослабела и заснула таким глубоким сном, что ее старые короли, сочтя ее мертвой, надели на нее белый саван. Старая поседевшая армия, выбившись из сил, вернулась домой, и в очагах покинутых замков вновь зажглось унылое пламя». Старый режим снова воцарился в стране Робеспьера и Дантона. Но именно в это время культ императора обретает новую жизнь, становится народным. Великий монарх Бонапарт противопоставляется блеклым монархам Бурбонам, вернувшимся из изгнания и вернувших собственность в руки реакционной аристократии и духовенства, а еще растоптавших ряд буржуазных свобод. Эта вера в доброго императора, - как она схожа с упованием некоторых наших «красных патриотов» на приход нового вождя народов, - сыграет с Францией дурную шутку.
.
Намек на Сталина. Хотя эта намекающая аналогия- ложная. Наполеоны и гитлеры (и прочие буржуазные диктаторы и "сукины сыны") - надутые банкирскими средствами культуры и промывки мозгов - ОБРАЗЫ, нужные для господства этих самых банкиров. А те деятели той же французкой революции, кто попер против банкирских порядков (как например коммунист Бабеф и его группа) - никакой раскрутки в массах не получили и были мигом репрессированы. Так что не нужно путать и наводить тень на плетень , смешивая банкирских ставленников (раскрученных банкирскими СМИ) с народными вождями. Культ личности Ленина и затем Сталина - был создан народом и большевистской интеллигенцией (в песнях и стихах) ПО-ДЕЛАМ их , которые и есть критерии причисления к категории народных вождей (подвижников социалистической системы ).
.
«Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса», - пишет Маркс спустя 37 лет после свержения Бонапарта. Мечта французских реваншистов о возвращении императора к этому времени сбылась. Во Франции снова воцарился Наполеон, Луи Наполеон - племянник талантливого полководца. Он был, как дядя, амбициозен и старался представить себя его продолжателем. Однако ситуация в Европе к этому времени существенно переменилась. И если в начале XIX в. бонапартистская Франция представлялась страной с наиболее сильным и прогрессивным европейским режимом, то во второй половине века - бонапартизм в полной мере показал свой реакционный характер и неадекватность текущему политическому моменту. Вместо великих побед Францию ждали бесполезные военные авантюры, вместо господства в Европе - сокрушительный разгром во франко-прусской войне (1870-1871 гг.). Так Франция заплатила за свой культ «великого человека».
.
Правильно - не некая Франция заплатила, а кровью заплатило простонародье Франции (рабы капитализма) , за свою тупость и манипулируемость банкирскими СМИ (художниками писателями публицистами и прочими Дюма и Гюго). А банкиры только выиграли, увеличив свою власть и капиталы на порядок. Как видим , современные максисты, что бы внушить идею неприятия культа личности (а цель - опорочить именно культ народного антикапиталистического вождя) , выкидывают , где нужно, на помойку даже свой марксистский "классовый подход".
.
окончание следует