Всем привет. Продолжим наши репортажи - предыдущий был посвящен
открытию цирка Чинизелли, но давайте помнить, что "Особенное парадное представление" это событие уникальное и с уникальной программой, и совсем другое дело - представления регулярные. Тем более, с учетом новогодней/рождественской специфики.
Итак, а почему именно этот сюжет - "Золушка? Других рождественских сказок разве мало - "Щелкунчик", "Зимняя сказка", "Снежная королева" и так далее почти до бесконечности. Ответ простой: "Золушка у Чинизелли" это традиция, и спектакль с данным сюжетом в старорежимные времена был чем-то наподобие "Чайки" для МХАТ или "Аиды" для Ла Скала. Визитная карточка. Гаэтано Чинизелли начал ставить "Золушку" еще в 1875 году, в различных вариациях с изменениями и дополнениями постановка продержалась вплоть до начала Первой мировой войны - потом было уже не до Золушек...
Второе. В те времена данный спектакль не являлся дивертисментом без единого сюжета - перевешивала не цирковая составляющая, а театрально-драматургическая. Чинизелли, человек с огромным опытом и пониманием запросов публики осознал, что остановиться следует на понятном всем сословиям жанре пантомимы - поскольку цирк посещали как представители императорской фамилии и высшего света, так и не самая притязательная публика из низов. Представление должно быть понятно и доступно ВСЕМ, а ничего лучше пантомимы в данном случае не придумано.
Тут следует сделать небольшую ремарку. "Театральная" история цирка Чинизелли не заканчивается собственными постановками. В 1911 году состоялась пожалуй самая громкая театральная премьера - на манеже Чинизелли демонстрировался спектакль выдающегося немецкого режиссера Макса Рейнхардта "Царь Эдип" и сценическая площадка была выбрана не случайно: Рейнхардт старался воссоздать формы древнегреческого театра, а что может подойти лучше, чем цирк?
Вот уникальная фотография репетиции "Эдипа" в берлинском Circus Schumann, 1910 год. Поскольку по внутренней структуре оба цирка очень похожи, примерно так спектакль выглядел и на манеже Чинизелли.
Итак, традицию постановки "Золушки" было решено возродить, причем именно по схеме цирк+театр+сюжет. Худрук, Слава Полунин, подошел к делу основательно, изучив уйму материала обо всех вариантах "Золушки", до которых смог дотянуться: скажем прямо, сюжет настолько заезженный, что вытянуть из него что-то новое и оригинальное невероятно сложно. Тем не менее, Полунин и режиссер Виталий Салтыков вполне справились.
Афиша:
Давайте посмотрим, как это было. Скоро полночь и начало волшебной сказки:
Открывает представление лично Гаэтано Чинизелли (Вениамин Смехов):
Собственно "Бал" дает "Королевский цирк" Гии Эрадзе и корбебалет цирка. Это полноценный смысло- и сюжетообразующий элемент. Ну какая же Золушка без пышного бала, роскошных костюмов и благородной элегантности? Цирковые номера здесь не более чем дополнение к сюжету, но именно они делают драматургию законченной, особенно в сочетании с музыкой и костюмами. Свора довольно бестолковых догов не смотрится чужеродно, наоборот:
Семейство Золушки - это уже чисто полунинская театральная школа. Мачеха - Ольга Скрипачева, Сестра в красном - Георгий Делиев (ну да, тот самый, из Маски-шоу), Сестра в розовом - Алексей Красных. (Пантомима "Будильник").
Т. Махотрова с хула-хупами на хрустальном шаре. Отдельно отметим белоснежное покрывало, полностью укрывшее манеж - в него вшиты костюмы артисток кордебалета. Кстати, немаловажная деталь - на протяжении всего спектакля униформы практически не было видно, они шныряли в полной темноте с такой стремительностью, что паузы между номерами вообще не замечались.
Сама Золушка - А. Олейник. Она потрясающа - попадание с образом 146%, изумительно светлая девочка.
Силовая пара - братья Варданян, черный и белый шахматные короли.
Антракт с традиционными развлечениями для малышни. Отдельно заметим, публики был полный зал. Битком. Полный аншлаг.
Романтический принц - Жюльен Котерро. Реквизита у него не было никакого: всё держится исключительно на пантомиме и звукоподражании.
Т. и С. Морозовы с номером "Птица Феникс".
Принц и клоуны. Поскольку мы наблюдаем синтез театральной и цирковой клоунады, режиссер отдает клоунам все пространство, от оркестра и манежа, до зрительного зала. Ребята работают постоянно, развивая сюжет. И вот диво - клоуны действительно смешные, что бы там не говорили про театр Полунина.
Принц и туфелька:
Драма с примеркой туфельки семейкой Золушки - оказывается, женой принца хотела стать Мачеха, что только добавило комизма:
И, разумеется, счастливый финал. Они нашли друг друга.
Что сказать по факту постановки? Праздник более чем получился, особенно в свете нестандартного подхода к представлению худрука и режиссера. Дадим слово
критику, театроведу и кандидату искусствоведения Ирине Селезневой-Редер: "...авторы спектакля создали в цирке давно забытое зрелище. Театральная клоунада начала срастаться с цирковой, а цирковые номера - с сюжетным действием, в спектакль оказался успешно вовлечен драматический артист. Многое идет против принятых, привычных правил: оркестр не прячется за форгангом, а активно участвует в действии, наигрывая мелодию «Чижика-Пыжика» прямо в манеже, шпрехшталмейстер не отвлекает зрителей объявлением номеров и фамилий исполнителей. <...> Сам того не зная, Виталий Салтыков поступил так же, как когда-то поступал Гаэтано Чинизелли. В пантомимах Чинизелли в главных ролях всегда были задействованы лучшие артисты труппы, а на первый план не стремились выводить одни только трюки. У пантомим была ясная структура с четким сюжетом (тогда в цирке даже раздавали либретто пантомим). Обстановка отличалась блестяще исполненными бутафорией и реквизитом и роскошью костюмов. А главное, Чинизелли всегда ставил для взрослых, в расчете на их культурный опыт, на их вкусы и пристрастия".
Пожалуй, лучше и не скажешь.