15 декабря 2015 года в Санкт-Петербурге после долгого и, чего скрывать, весьма непростого ремонта открылся цирк Чинизелли, еще известный как цирк на Фонтанке или Большой Санкт-Петербургский государственный цирк. Давайте посмотрим как прошло первое представление, но сперва кратко о том, что происходило до.
Мы как-нибудь еще подробно расскажем о строительстве цирка Чинизелли в 1875-1877 годах, это совершенно отдельная тема сопряженная едва ли не с шекспировскими страстями и интригами, окружавшими в те времена возведение первого каменного цирка в России. Первая реконструкция здания относится к 1928 году - исчезают все элементы классового неравенства, осуждаемого в СССР, то есть ложи и барьеры. С фасада убирают фигуры муз и главную скульптурную группу над аттиком. Капитальный ремонт последовал в 1959-1963 годах - внешняя одноэтажная галерея была надстроена на всю высоту здания; на втором и третьем этаже устроены фойе и гардеробы, опять пострадал фасад: с простенков сбили гипсовые рельефные панно с изображениями цирковых атрибутов и жанров, и уничтожили остатки навеса на чугунных резных стойках.
История оставила нам заметку из газеты «Смена» от 11.01.1964 года, «Молодость старого цирка»: «В результате реконструкции "от старой жилетки остались одни рукава": от старого, так хорошо знакомого всем ленинградцам здания сохранился разве что основной каркас. Здание, лишенное лепных украшений и разных так называемых архитектурных излишеств, стало благороднее и проще». Ничего странного - хрущевская тенденция избавления от «излишеств» коснулась не только «сталинской архитектуры», но и здания XIX века. Цирк на Фонтанке, в свое время считавшийся красивейшим цирком Европы, перестал быть одной из архитектурных достопримечательностей Ленинграда - унылость здания можно оценить по этой фотографии, сделанной в 1964 году...
(все фотографии ниже кликабельны)
О процессе современной реконструкции здания и возвращении ему исторического облика тоже придется рассказать отдельно, надо лишь упомянуть, что процесс обошелся в немалую сумму - 830 миллионов рублей, из них 59 миллионов ушло на новый купол. Так же восстановлен и исторический фасад. Зал про проекту должен выглядеть вот так (1807 мест) и, что характерно, так он теперь и выглядит:
Открытие цирка Чинизелли пришлось на время Санкт-Петербургского Культурного форума - а это означало, что на представлении будет присутствовать практически вся съехавшаяся в город богема, уйма заграничных гостей и большое начальство - от министра культуры Владимира Мединского и директора Росгосцирка Вадима Гаглоева, до питерского губернатора. Легенький мандраж присутствовал, но на прогоне 14 декабря всё прошло успешно - единственно, не выступал Олег Попов, наблюдать которого можно было в восстановленной Царской ложе.
Кстати, даже на генеральном прогоне в зале яблоку негде было упасть - битком, уйма народу сидела на лестницах. Ну а на следующий день, 15 декабря почтеннейшая публика могла лицезреть уникальное представление - данная программа была подготовлена специально к открытию цирка Чинизелии и к Культурному форуму и более нигде не демонстрировалась.
Кто же должен открывать цирк Чинизелли кроме отца-основателя, Гаэтано Чинизелли? На эту роль был приглашен Вениамин Борисович Смехов.
Программку, безусловно, надо сохранить в коллекцию - однажды станет музейным раритетом:
Публика постепенно собирается, и наконец из тени далекого прошлого в манеж выходит Гаэтано Чинизелли - поприветствовать XXI век...
Взрыв оваций - появление Олега Попова с его знаменитым «Лучиком». Попов не был в Санкт-Петербурге 26 лет.
Делегация во главе с В. Мединским и В. Гаглоевым. Приехал и Иосиф Кобзон, чуть позже спевший «Надежду».
Худрук, Слава Полунин, объявляет, что раз нету красной ленточки, следует отрезать у кого-нибудь галстук. Жертвой выбрали министра Мединского, который моментально галстук снял и засунул в карман, а затем бегал от Полунина по манежу. Положение спасает Гаглоев - у него нашелся и галстук, и ленточка:
Ну и наконец, надо запускать в новооткрытый дом кошку. За отсутствием кошки пришлось использовать слоненка, немедленно вломившегося в стайку чиновников - было очень весело, единственно возникло беспокойство за Иосифа Давыдыча, поскольку он человек уже в возрасте и столкновение со слоном могло бы вызвать последствия. Но, по счастью, обошлось. Мединский так и вообще очень резво запрыгнул за барьер и тем спасся. :)
Click to view
Ну а далее несколько фотографий самого представления.
«Пегасы» от «Королевского цирка» под руководством Г. Эрадзе.
Безупречная Лаура Барон с номером «Кордебалет». Неизвестно кто был прекраснее, Лаура или ее вороной подопечный - с несомненными аллюзиями на Таис Афинскую…
И на контрасте - Виолетта Барон с ее поничками. Номер совершенно хулиганский, с учетом тотального «непослушания» одного из пони (который справа, рожи корчит):
Акробаты на подкидных досках - под руководством Вячеслава Черниевского. Ребята просто монстры. Все возможные цирковые награды, уникальные трюки и вообще они невероятно артистичны.
Лучше видео посмотреть:
Click to view
Снова Олег Попов с номером «Заводная Кукла».
Очередной выход «Королевского цирка» - полеты на люстрах.
Прелестная Татьяна Махортова и хула-хупы на хрустальном шаре.
Ну и куда же без слонов? Аттракцион «На слонах вокруг света» под руководством Таисии Корниловой:
Ну и финал - снова Вениамин Смехов и Олег Попов со всеми артистами.
Трехминутное видео финала с благодарностями Олега Попова публике.
Click to view
В сухом остатке: не смотря на краткость парадного представления (длительность была около 50 минут) публика была в восторге - настоящий волшебный праздник. Огромное спасибо Росгосцирку в целом и всем участникам представления в частности.
(частично использованы фотографии Руслана Шамукова, ТАСС).