О современном искусстве и православных мракобесах

Jan 09, 2012 06:09

"Я часть той силы, что вечно хочет зла,
и вечно совершает благо"
Гёте "Фауст"



Произведения современных художников, как и любой товар, требуют рекламы. Конечно, если художник известен, то там само имя уже реклама. Однако известных художников не так много, а реклама вещь дорогая, и не всем молодым художникам по карману. Но с недавних пор, проблем с рекламой современного искусства стало заметно меньше. Роль рекламных агентов взяли на себя представители православной общественности, в частности, такая почтенная организация как "Народный собор".




Икона "Материнство", автор AshRood

Как и положено истинным христианам, денег они за эту работу не брали. Что интересно, взялись они рекламировать картины которые они сами оценивали как оскорбительные (наверно блюли заповедь "Возлюби врага своего"). Писали они отзывы, об этих работах, не покладая рук, начиная от прокуратуры и заканчивая Живым Журналом.



В общем, с помощью этих добрых самаритян, о многих современных художниках узнала вся страна и стоимость их работ значительно возросла. Так что, эти художники просто обязаны сказать спасибо "Народному собору" и попросить его активистов, чтобы писали исчо.
Один из рекламных роликов о выставке современного искусства созданный и показанный по центральному каналу, благодаря упорству и бескорыстию представителей "Народного собора":

image You can watch this video on www.livejournal.com



Теперь небольшое лирическое отступление на тему того искусства, которое так возбуждающе действует на православных граждан, сеет в них разумное доброе вечное, и побуждает заниматься бесплатной рекламой. А возбудили их картины, которые им показались насмешкой над каноническими иконами. Вот об этих "оскорбительных" иконах, я и хочу сказать.



Александр Савко, Из серии «Путешествие Микки-Мауса по истории искусства»

Обычные канонические иконы пишутся так, чтобы человек не мог самостоятельно их интерпретировать, чтобы он не вышел за рамки того, что уже жёвано-пережёвано тысячами богословов. В них отсекается всё, что может дать пищу для размышлений, подсказать вопросы которые религией расцениваются как крамольные, поэтому содержание икон должно быть заранее вложено в голову верующего, чтобы сама икона является лишь неким визуальным знаком для извлечения из его памяти определенных мыслей и заданного сюжета. В философских иконах все наоборот - чем работа талантливей, тем больше она провоцирует не зажатые рамками каких-то канонов размышления о мире и о жизни, то есть, извлекает из души человека только собственные мысли и собственные эмоции.



Автор иконы Маргарита Саяпина

У философской иконы нет готовых канонических трактовок, которые человеку достаточно вспомнить, чтобы самому ни о чем не задумываться. Конечно можно и просто нарисовать картину с тем же сюжетом, не стилизовать её под икону, не пририсовывать нимбов и т. п. Но тогда это немного иной жанр, рядовая картина. А стилизация под икону это дополнительный вопрос зрителю: Почему бы тот сюжет который есть в картине, не может быть столь же важным как сюжет в канонической иконе? А персонажи картин столь же серьезны (по их знаковому содержанию), как святые на иконах?
Так что, форма иконы - это для усиления эффекта, и, как говориться, для привлечения внимания к теме. Верующие, которые считают, что философская икона это стёб, просто отвыкли мыслить критически и самостоятельно, поэтому и относятся к тому что побуждает в них критическое отношение к миру, как личное оскорбление и обиду. Вот например, православные добились осуждения за экстремизм вот этой философской иконы:



Александр Савко, Из серии «Путешествие Микки-Мауса по истории искусства»

По мнению суда эта картина "являет собой «предельно циничное, издевательское оскорбление, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих, унижение их человеческого достоинства".
А вот, что сказал автор этой работы, Александр Савко о том, какой смысл он в неё вкладывал:
"Знаете, картина создана в 1994 году, когда плакаты с Марией Дэви Христос, развешанные по городам и селам, сменили плакаты с «Аум Синрике». Страшный духовный и религиозный голод: коммунистическая формация ушла, ничего нового нет. Люди метались в поисках духовности и находили разнообразные эрзацы. И своей работой я хотел зафиксировать, что истинные ценности заменяются этими медийными эрзацами: люди находятся в состоянии, когда готовы выбрать богом любого мультяшку. Я просто проиллюстрировал происходившее на моих глазах".

Еще одна философская икона, подвергшаяся рекламе со стороны "Народного собора" работа Маргариты Саяпиной (maroussia1985) изображающая девушку, которая держит поросенка. Эта икона была показана на выставке организованной художником Антоном Николаевым (halfaman).



Автор иконы Маргарита Саяпина

Естественно, что узрев на иконе голую девицу с хрюшкой, православные пришли просто в шок, и тут же настрочили жалобу "куда следаваит". Вот цитата из из их депеши в прокуратуру:
"В тоннеле под каналом Москва-Волга на Волоколамском шоссе прошла акция по унижению православной веры, организованной Антоном Николаевым. Он организатор группы «Бомбилы», ведет «растаманский» образ жизни, ярый критик православной религии, является активным защитником, приговоренных российским судом к выплате штрафа за разжигание религиозной ненависти и вражды, организаторов богохульной выставки «Запретное искусство» - А.Самодурова и А.Ерофеева.
На этой выставке А.Николаев поместил работу М.Саяпиной, где она надругалась над иконой Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом. Изобразив Её в виде распутной женщины держащей на руках вместо младенца Христа, свинью. Причём все атрибуты, которые должны сопровождать образ присутствуют. И титлы у Богородицы и крестчатый нимб у свиньи, только надпись на нимбе другая, а именно pig, что на английском и обозначает: свинья»




Икона в честь собак-космонавтов Белки и Стрелки, автор Антон Николаев

В чем причина такой нетерпимости религиозных фанатиков, и по каким признакам они определяют, что для них кощунство и оскорбление, а что нет - сложно сказать, тем более что не все 100 процентов православных так себя ведут. Среди них есть вполне адекватные и критически мыслящие люди.



Каноническая икона Св. Христофор Псеглавец, чтимая в старообрядческой церкви

Вот что сказал Яков Кротов о причинах этой их нетерпимости:
"Когда отец говорит 13-летней дочери, что её причёска или юбка позорят честь семьи, - это всё та же формула. Когда приговаривают на сожжение протопопа Аввакума за богохульство, - это та самая формула - «Ты меня уважаешь?!»
Формула недлинная, но она возможна лишь потому, что стоит на множестве предпосылок, аксиом, не всегда понятных для самого говорящего. Вот главные из них:

1. Существует нормальное и ненормальное.
2. Нормальное и ненормальное абсолютны, одинаковы и однозначны для всех.
3. Ненормальнее обладает свойством оскорблять и осквернять.
4. Всякий человек может отличить нормальное от ненормального.
5. Ненормально создавать ненормальное.
6. Ненормальное оскверняет людей.
7. Имя человека так же может быть осквернено ненормальным.
8. Человек обязан защищать себя от ненормального.
9. Человек обязан защищать других от ненормального.
10. Защищаться от ненормального следует, запрещая ненормальное, призывая к запрету ненормального, изгоняя ненормальное из всех или некоторых мест.
11. Допустимо уничтожать ненормальные вещи, запрещать ненормальные знаки, поступки.
12. Допустимо уничтожать тех, кто совершает и производит ненормальное.

Все эти элементы могут встречаться в разных комбинациях. Например, желание уничтожить «кощунника» кажется неотъемлемым свойством фанатизма. Но ведь это вопрос языка - какое значение вложить в понятие «фанатизм».
Previous post Next post
Up