Пестум: Храмы

Sep 04, 2010 17:55

Пестум - это живая глава из истории древнегреческой архитектуры. Три хорошо сохранившихся храма позволяют понять, как шло становление дорического ордера. Когда храмы разных эпох можно сопоставить не по схемам, а просто увидеть их стоящими рядом друг с другом, это производит очень сильное впечатление. Два храма Геры, разделенные столетием, на фоне синеющих гор, в обрамлении каменных дубов и пиний производят не меньшее впечатление, чем ансамбль афинского акрополя:






Храм Геры I был воздвигнут в середине VI века до н.э. Путешественники XVIII века называли его «Базиликой», так как считали его не храмовым, а общественным сооружением. Действительно, пропорции здания и его планировка сильно отличаются от классического периптера. Соотношение колонн здесь 9 : 18. Нечетное количество колонн главного фасада объясняется тем, что храм имел два входа, а его целла была разделена колоннадой на две части:




От внутренней колоннады до нас дошло несколько колонн:




Архаична не только планировка храма Геры I, но и сам дорический ордер. На фоне классической колоннады храма Геры II, колонны раннего храма кажутся вылепленными из мягкого материала, хотя и в том и в другом случае использован один и тот же известняк:




Одинаковые элементы трактованы по-разному. В первую очередь, бросается в глаза «расплющенный» эхин. В классическом варианте - это плита в виде усеченного конуса. Здесь же правильная фигура видоизменилась под воздействием тяжести антаблемента. Такое же впечатление производит и ствол колонны: он тоже словно сжался под тяжестью. Кстати энтазис, утолщение колонны, своеобразное вздутие, находится не на 1/3 высоты ствола, а примерно на его середине. И все это хорошо видно, когда смотришь на колоннаду архаического храма на фоне колоннады классической:




Так и напрашиваются аналогии с греческой скульптурой. Архаические колонны напоминают мне Клеобиса и Битона:



http://fotki.yandex.ru/users/janet1981/view/101491/?page=1

А классические колонны вызывают в памяти образы куросов ранней классики:




Во второй половине VI века до н.э. был построен храм Афины, которое прежнее поколение искусствоведов именовало храмом Деметры:




У этого небольшого храма уже классическое соотношение колонн - 6 :13. Остатки мощной фронтонной плиты сообщают его облику дополнительную стройность:




Колонны храма Афины словно начинают более активно сопротивляться давящей на них тяжести:




И хотя эхин не обрел еще жестких очертаний, он стал менее аморфным, более упругим:




Главная же слава Пестума - храм Геры II, возведенный в середине V века до н.э. В старых книгах его именуют храмом Посейдона. Это - образец чистой дорики, тяжеловесной и мужественной. Как Эрехтейон - квинтэссенция женственного ионического ордера. Поэтому так грустно расставаться в данном случае с образом Посейдона!




Храм сохранил не только внешнюю, но и части внутренней колоннады. При этом внутри колонны располагались в два яруса:







Колонны обрели мощь и упругую силу. Каждый элемент ордерной системы словно отточен. Идеальное начало становится на этом этапе важнее стихийного. Мы находимся в мире олимпийских богов, а не титанов:




Но не надо забывать, что любуемся мы сейчас не телом, а скелетом. Поэтому, по сути, так невелика в данном случае разница между Герой и Посейдоном - у скелетов различия меньше бросаются в глаза. Да, в отличие от Гёте и его современников, мы знаем, что храмы были раскрашены, что важную роль играл их скульптурный декор. Но перед нашими глазами те же руины, что и перед путешественниками XVIII века:







И мы, к счастью, еще не утратили способности любоваться руинами, видеть как вечерний свет ласкает колонны:




Об этом прекрасно писал в «Образах Италии» Павел Муратов: «Камень, из которого сложены храмы,- известняк, род римского травертина. Время придало ему густой золотистый цвет, хранящий вечное и живое тепло солнца. Такой камень кажется живым веществом, не особенно отличным от человеческого тела»:




О заповеднике и музее в Пестуме:
http://cicerone2007.livejournal.com/44169.html
http://cicerone2007.livejournal.com/34727.html

Италия, скульптура, Пестум, Древняя Греция, архитектура

Previous post Next post
Up