Среди древнегреческих фигурных сосудов встречаются вазы в виде человеческих голов. В Эрмитаже хранится прекрасная ойнохоя из Аттики, которая датируется концом 6 в. до н.э, временем поздней архаики. Венчик в форме трилистника смотрится как самостоятельный сосуд на голове красавицы. На ручке сосуда сохранилась надпись: «Харин сделал». Легкая улыбка заставляет вспомнить о корах с афинского Акрополя. Но здесь лучше сохранилась раскраска, а волосы убраны под женскую шапочку с разнообразными узорами:
Ольпу в виде женской головы я встретила в нью-йоркском Метрополитене. Впрочем, это была гостья из итальянского музея. Шахматные узоры и меандр использованы для венчающей части этого сосуда. Шапочку также украшают изящные изображения реальных и фантастических животных, которые больше напоминают насекомых:
А здесь женская голова использована для канфара с двумя ручками. Эта красавица обитает сейчас в Музее изящных искусств в Бостоне:
В Бостоне хранится великолепная коллекция древнегреческой керамики. Вот как выглядит стенд с фигурными сосудами. За нежной красавицей виден бородатый сатир, а слева самый роскошный, на мой взгляд, сосуд - ольпа в виде головы эфиопа:
Голова эфиопа с огромными губами, сверкающими белками глаз, выразительными бровями и морщинами, мелкими кудряшками из красной глины завершается венчиком с изображением Диониса и сатиров. Датируется этот сосуд концом 6 в. до н.э.:
А это - эрмитажный канфар в виде сросшихся голов белой и черной женщины:
Еще один выразительный персонаж, который встречается в серии фигурных сосудов - сатир. Удивительно симпатичный курносый и ушастый экземпляр с роскошной глиняной бородой находится в собрании Метрополитена:
Итак, фигурный сосуд может быть головой сатира (изредка Диониса или Геракла), женщины, варвара. Как отмечает в своей книге Франсуа Лиссарраг: «Единственный, кто не представлен в этой системе, - «правильный» белый мужчина; судя по «антропологии» пластических сосудов, мы имеем дело со стремлением определить - от противного - пирующего грека и противопоставить его всем прочим, кем он сам не является. Как мы уже заметили, практика винопития дает, помимо прочего, опыт инаковости; данная серия сосудов, как представляется, подтверждает эту точку зрения и еще раз «проговаривает», на свой собственный манер, высказывание, которое приписывается философу Фалесу: «…будто бы он утверждал, что за три вещи благодарен судьбе: во-первых, что он человек, а не животное; во-вторых, что он мужчина, а не женщина; в-третьих, что он эллин, а не варвар». ( Ф. Лиссарраг. Вино в потоке образов. М.,2008. С. 65-66)
Под занавес еще один сосуд, о котором не могу не вспомнить. Это большой канфар, находившийся долгое время на вилле Гетти, и возвращенный два года назад в Италию. Мне довелось его увидеть на выставке в Квиринале. С одной стороны канфар украшает голова Диониса, с другой - сатира:
http://www.flickr.com/photos/mharrsch/436772958/in/pool-ancient-ceramic
http://www.flickr.com/photos/mharrsch/436772939/in/pool-ancient-ceramic