Мамины родители жили далеко от Ташкента. Но росла я все равно в окружении двух дедушек и двух бабушек. Кроме родных мною занимались старший брат моего деда - Василий Филиппович и его жена Анна Акимовна. Дед был полковником в отставке, бабушка - домохозяйкой, своих детей у них не было, и ко мне они очень привязались. В их доме меня никогда не наказывали и разрешали примерять бабушкины платья и туфельки на высоких каблуках! Бабушка была миниатюрной, у нее была крохотная ножка. Я до сих пор помню запах старого шкафа, из которого доставались заветные туфли, рисунок из «анютиных глазок» на крепдешиновом платье, счастливого деда с трубкой. А еще я помню, как лет через десять в той же комнате я впервые услышала о 1939 годе, когда шли аресты офицеров, а дед и бабушка каждый день ждали несчастья. Такие разговоры были не приняты в нашей семье - меня оберегали от правды жизни. Что вызвало те воспоминания взрослых, я не знаю. А после смерти бабы Нюры и деда Васи, разбирая бумаги, я обнаружила конверт с фотографиями 1939 года. Это был отчет о пребывании бабушки «на водах». Вот несколько фотографий из этого конверта. Первый - снимок на фоне скал. Офицерские жены в одинаковых белых шалях с длинной бахромой. Массовик-затейник с баяном. Кое-кто даже улыбается, но хмурых и усталых лиц значительно больше:
А вот еще более странная фотография. Две фигуры словно стерты. Понятно, что люди просто пошевелились, но все равно остается зловещее ощущение. В дедовском альбоме мне не раз попадались разрезанные фотографии - опасно было хранить изображение людей, попавших в беду. Оставляли себя, уничтожая изображение арестованного.
На этой фотографии, как и на других, есть не только люди, напряженно смотрящие в объектив, но и парочки, демонстрирующие всем свою нежность и дружбу, которая «сильнее страсти, больше, чем любовь». В результате, блондинка в берете и ее улыбающийся кавалер смотрятся как артисты театра, попавшие по недоразумению в офицерский санаторий:
Бабушка в темном пальто с большим воротником тоже выбивается из общей мрачной массы:
Фотограф оказался ценителем архитектуры. Одна из самых выразительных фотографий - группа на ступенях грязелечебницы, построенной по проекту архитектора Е.Шреттера в 1910-х годах. Подбодрившиеся офицеры и их подруги словно перенеслись в мир классических архитектурных грез Пиранези или Тома де Томона. В объектив смотрят все: и шофер в автомобиле, и детишки у постамента и пара вдали:
Неравнодушен был фотограф и к скульптуре. Вот группа расположилась перед девушкой с веслом. Кто-то смотрит в объектив, а кто-то из офицеров внимательно рассматривает девушку:
А это просто шедевр! Сейчас она к ним прыгнет!
Похоже, что под сенью Пушкина группа собралась перед отъездом. Мрачно разглядывает поэт «племя младое, незнакомое»…
Через полтора месяца началась война с Финляндией. Потом и Большая война. Что стало с этими людьми? Боюсь, что через десять лет от этой компании отдыхающих осталось человек пять. В альбоме бабушки я нашла лишь одну фотографию военного времени: