Августовское искусство. Прогулка по Палатину.

Aug 09, 2009 18:39

Райский сад на загородной вилле Ливии http://cicerone2007.livejournal.com/14130.html
вызвал в памяти образ Палатина, холма, на котором в 8 в. до н. поселился Ромул, а в конце 1 в. до н.э. обосновался первый римский император - Август:





Палатин сегодня это - оазис тишины в самом центре огромного города. Подумать только, после того как на протяжении многих столетий этот некогда самый престижный район античного Рима служил каменоломней, местом, где строили крепостные укрепления и монастыри, разбивали сады и виноградники, его превратили в гигантский археологический заповедник. И никакой итальянский лужков не покушается на самый лакомый кусок римской земли! Самое прекрасное здесь - единство грандиозных развалин и прекрасной природы. Вот поистине царственная пиния:




«Эта вечная зелень, венчающая холмы и руины Рима, волнует и очаровывает сердца северных людей, точно слова античного мифа или явление древних божеств. Превращение Дафны так понятно перед живыми и человечными стволами лавров, растущих около казино Фарнезе на Палатине, - замечает в «Образах Италии» П.Муратов ( т. 2, М., 1994, с.19). Мы были на Палатине в начале января. Нас сопровождал пьянящий запах цветущего кустарника:




В лучах послеполуденного солнца золотились апельсины:




Археологические раскопки на Палатине начались в первой половине 18 века. Но и сейчас многие уголки на великом холме больше похожи на загородные угодья, чем на музей в центре современного города:




У Светония в жизнеописании Августа мы находим упоминание о доме императора. «Жил он сначала близ римского форума, над Колечниковой лестницей, в доме, принадлежавшем когда-то оратору Кальву, а потом на Палатине, в доме Гортензия; но и этот дом был скромный, не примечательный ни размером, ни убранством, - даже портики были короткие, с колоннадами альбанского камня, а в комнатах не было ни мрамора, ни штучных полов. Спал он больше сорока лет в одной и той же спальне зимой и летом, и зиму всегда проводил в Риме, хотя мог убедиться, что зимой город вреден для его здоровья. Если он хотел заниматься тайно или без помехи, для этого у него была особая верхняя комнатка...» (Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1991, с. 87).
Во время раскопок в южной части холма были обнаружены остатки нескольких домов республиканского времени. Исследователи идентифицируют их с покоями Августа и Ливии. Вот фрески «Комнаты масок» в доме Августа:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Casa_di_Augusto1.jpg

Еще одна небольшая комната в доме Августа украшена гирляндой из сосновых ветвей:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Casa_di_Augusto2.jpg

А вот гирлянда, украшающая комнату в покоях Ливии:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Casa_di_Augusto3.jpg

«Этот холм был выбран Августом в силу причин, которые одновременно были связаны и с чувствами и с политикой. Он сам родился на Палатине, на улице, которая называлась улицей Бычьих Голов (ad capita bubula), возможно по причине какого-то почетного символа или украшения здания. Случайность - то, что он родился на священном холме, - была широко использована. Он не только устроил там свою резиденцию, довольно скромное здание, которое некогда принадлежало оратору Гортензию, но и решил посвятить Палатин своему богу-покровителю Аполлону. Проект обустройства холма был создан в 36 году до н. э. во время кампании, которая велась против Секста Помпея - хозяина моря, морившего Рим голодом и провозгласившего себя любимцем Нептуна, в то время как на востоке Антоний, изображая Диониса, представал в его облике перед Клеопатрой. Нептун (Посейдон в «Илиаде») был пламенным сторонником ахейцев. Аполлон, напротив, боролся за троянцев. Но разве сами римляне не являлись троянцами? Октавиану покровительствовал бог Аполлон, а он в свою очередь распространял это покровительство на весь Рим в критический момент его истории.
Храм Аполлона на Палатине, первый, что был воздвигнут в честь греческого бога внутри pomerium, отличался большим великолепием. Он поднимался посреди большой площади, окруженной мраморным порталом, под которым были расположены статуи пятидесяти дочерей Даная и их женихов, пятидесяти сыновей Египта. Перед храмом была воздвигнута колоссальная статуя бога, представленного в облике Кифареда».
(Грималь П. Цивилизация Древнего Рима. Екатеринбург. 2008, с.317.)
Найденная на Палатине фреска с изображением Аполлона позволяет представить новый идеализирующий стиль августовского искусства:



http://www.flickr.com/photos/theodosius/244749360/

В центре Большого цирка, который находился между Палатином и Аветином, Август в 10 г. до н.э. установил обелиск Рамсеса II, доставленный в Рим из Гелиополя. В настоящее время этот обелиск украшает Пьяцца дель Пополо, а арена цирка сейчас выглядит так:




«Век простоты миновал. В золотом обитаем мы Риме,
Сжавшем в мощной руке все изобилье земли.
На Капитолий взгляни; подумай, чем был он, чем стал он:
Право, как будто над ним новый Юпитер царит!
Курия стала впервые достойной такого сената,-
А когда Татий царил, хижиной утлой была;
Фебу и нашим вождям засверкали дворцы Палатина
Там, где прежде поля пахотных ждали волов.
Пусть другие поют старину, я счастлив родиться
Ныне, и мне по душе время, в котором живу!
Не потому, что земля щедрей на ленивое злато,
Не потому, что моря пурпуром пышным дарят,
Не потому, что мраморы гор поддаются железу,
Не потому, что из волн крепкий возвысился мол,-
А потому, что народ обходительным стал и негрубым,
И потому, что ему ведом уход за собой».

(Овидий. Наука любви. Кн. III, 113-128. Пер. М.Гаспаров)

Императорские дворцы на Палатине строились и перестраивались на протяжении трех веков. Новые правители Рима уже не считали нужным, по выражению Сенеки, «рядиться в одежды республики» и жить, подобно Августу, в частном доме. На модели Древнего Рима мы видим ансамбль, сложившийся в 3 веке:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Museo_Civiltà_Romana3.JPG

До нас дошли лишь основания огромных сооружений Тиберия, Калигулы, Нерона:




Строя свой «Золотой дом», Нерон соединял императорский ансамбль Палатина с садами Мецената, расположенными на Эсквилине. Колизей был впоследствии построен на месте озера в усадьбе Нерона. В Антиквариуме, музее на Палатине, который располагается в бывшем монастырском здании, можно увидеть фрагменты фресок из первого дворца Нерона:




«Домициан, вдохновляемый примером Нерона, если и не восстановил совсем (что было невозможно) огромный разделенный дворец, хотел украсить Рим новой императорской резиденцией <…>. Для этого ему было достаточно занять земельные участки, присоединенные уже частично Нероном на Палатине. Старые резиденции Тиберия и Калигулы не были разрушены; они продолжали использоваться, но резиденция Домициана, построенная рядом с ними, превзошла их по размаху и великолепию.







План этого дворца довольно сложен. Он состоял из ансамблей в форме перистиля, расположенного рядами на террасах различного уровня. В некоторых отношениях дом Домициана был похож на пригородные виллы, которые сенаторы строили повсеместно в Италии, <…> имел закрытые дворы и довольно скромные фасады. Эта предосторожность объясняется, несомненно, причинами безопасности и этикетом. Но если не принимать в расчет парадные апартаменты, тронный зал, где император устраивал аудиенции, где он вершил правосудие в окружении советников, то окажется, что это вилла, предназначенная для отдыха. Ее-то Домициан и хотел выстроить в сердце Рима. Апартаменты, обращенные к долине Большого цирка, те, что были расположены ниже упомянутых, открывались на великолепные сады <…>, они были украшены фонтанами, многофигурными бассейнами сложной конфигурации, каменными жардиньерками и портиками. Как на виллах Плиния, был свой ипподром - двойной удлиненный портик, напоминающий греческие стадионы. Это было место, предназначенное для прогулок, с уединенными уголками, рощицами и прохладными фонтанами.




С эпохи Домициана на Палатине был единственный дворец. Там почти уже не оставалось места для частных домов. Преемники Домициана продолжали обитать на холме, кто-то добавлял один памятник, кто-то - другой, ничего не меняя в общей композиции ансамбля. И весьма знаменательно, что Домициан порывает с традицией Юлиев-Клавдиев, которая требовала выстраивать императорский дом в той части Палатина, которая была ориентирована на Форум, царя над центром города. Отныне императоры смотрят на юг и на запад: громада их дворцов первой бросается в глаза тому, кто прибывал с Востока по Аппиевой дороге».
(Грималь П. Цивилизация Древнего Рима. Екатеринбург. 2008, с.320-321.)

От великолепного убранства этих дворцов до нас дошли лишь небольшие обломки декоративных элементов:




В Антиквариуме собрана коллекция скульптурных произведений, обнаруженных во время раскопок. На протяжении средневековья тысячи мраморных статуй были сожжены в мастерских обжигальщиков извести, расположенных между Капитолием и Тибром. «В 19 веке археолог Родольфо Ланчани обнаружил на Форуме остатки этих древних печей, расположенных прямо на месте «добычи» мрамора, а на Палатине - ров, заполненный статуями. Некоторые из них были обожжены, некоторые нетронуты, - были приготовлены для уничтожения в печах, но по каким-то причинам уцелели». (Моатти К. Античный Рим. М., 2003, с.20). Одна из сохранившихся статуй:




А на этой гравюре изображен Септизодий, построенный Септимием Севером в начале 3 в. у основания Палатина. Он был снесен по приказанию папы Сикста V в конце 16 века:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Septiconium_Luci_Septimi_Severi.jpg

С Палатина открываются прекрасные виды. И на собор Св.Петра:




И на Форумы:





Древний Рим, античность, фрески, Рим, скульптура, архитектура

Previous post Next post
Up