Любуясь сейчас античной архитектурой, мы на самом деле любуемся скелетами. Представить каким был Древний Рим, как выглядел Палатин можно по фрескам виллы П.Фанниуса Синистора в Боскореале:
Эта вилла находилась на южном склоне Везувия и погибла вместе с Помпеями и Геркуланумом. Замечательные росписи спальни, которые датируют последними десятилетиями Римской Республики (40-30 гг. до н.э.) находятся в нью-йоркском Метрополитене:
http://www.metmuseum.org/toah/hd/cubi/hd_cubi.htm Перед нами роскошный город на холме. И почему бы не предположить, что и во времена правления Августа примерно так мог выглядеть Палатин. На торцовой стене изображен идеальный сад:
http://www.metmuseum.org/toah/ho/04/eust/ho_03.14.13a-g.htm Здесь есть перголы, гроты, фонтанчики, вьется плющ и щебечут птицы:
http://www.metmuseum.org/toah/ho/04/eust/ho_03.14.13a-g.htm На продольных стенах росписи почти зеркальны. Они отличаются лишь нюансами. Элементы иллюзорной архитектуры связывают пространство реальное и созданное фантазией художника:
http://www.metmuseum.org/toah/ho/04/eust/ho_03.14.13a-g.htm Словно в проеме окна мы видим ротонду, окруженную колоннадой. Цвет в архитектуре используется очень интенсивно. Колонны и пилястры необычайно разнообразны:
http://www.metmuseum.org/toah/ho/04/eust/ho_03.14.13a-g.htm Причудливо громоздятся портики, башенки, балкончики жилых кварталов. Легко представить, что за роскошной дверью скрываются такие же украшенные фресками покои, как и на вилле в Боскореале:
http://www.metmuseum.org/toah/ho/04/eust/ho_03.14.13a-g.htm Людей нигде не видно, но где-то приоткрыто окно, к которому приставлена лестница, удивительно живыми кажутся театральные маски, венчающие стены с архитектурными фантазиями:
Между дверью и статуэткой на колонне курится жертвенник:
Еще две парные композиции демонстрируют нам святилища с золочеными статуями, жертвенниками, вазами и щитами. Это дополняется зеленью пальм и кипарисов:
http://www.metmuseum.org/toah/ho/04/eust/ho_03.14.13a-g.htm
http://www.metmuseum.org/toah/ho/04/eust/ho_03.14.13a-g.htm На продольных и торцовых стенах несколько раз встречаются ярко красные колонны с композитными капителями и оплетающим стволы изящным золоченым орнаментом:
Идеальный город - не единственный фресковый комплекс, найденный на вилле в Боскореале. В соседнем зале демонстрируются фрески еще из двух комнат. На одной гирлянды с масками, змеями и бычьими головами:
Другое помещение украшали композиции с крупными человеческими фигурами. Прекрасно сохранилось изображение внушительной матроны с кифарой в руках. Из-за ее спины на нас внимательно смотрит девочка:
P.S. Оказавшись в Метрополитене, я уже в первом египетском зале была просто раздавлена фантастическим качеством произведений. Мое желание «пробежаться» по музею, чтобы понять, что нужно посмотреть прежде всего, оказалось неосуществимым. Смотреть хотелось все. В следующий раз я пошла в противоположную сторону - и также «пропала» в греческих залах. Только четвертое посещение музея дало мне возможность понять, что где находится. И вот я опять в Метрополитене через несколько лет. Но там открыли экспозицию искусства Древнего Рима. И бродить по этим залам можно было бесконечно. Ведь фрески из Боскореале - это всего лишь один из экспонатов…