Эко-тур по Самарской Луке-2012, день второй

Jul 22, 2012 01:39

Второй день экологического тура по национальному парку "Самарская Лука" был не менее интересен, чем ПЕРВЫЙ. Несмотря на сильную усталость и поздний отбой, я с небольшой группой фанатов дикой природы всё-таки смогли встать в шесть часов утра и отправились на гору Лепёшку (Усинский курган), хоть это и не входило в программу тура.

01. Пробравшись по узкой тропинке через лес, с кучей голодных комаров, мы вышли на берег Волги и полюбовались рассветным видом Молодецкого кургана.

02. Небольшая гора Лепёшка покрыта множеством разнотравья. Утром запахи цветов и растений чувствуются особенно сильно.

03. Гора Лепешка расположена на территории национального парка "Самарская Лука". Пару слов расскажу о самом парке: нац. парк "Самарская Лука" был основан 28 апреля 1984 года в пределах Волжского, Ставропольского и Сызранского районов Самарской области. Площадь парка- 127200 га, в т.ч. 1844 га- водная акватория. На территории парка расположен 31 сельский населенный пункт, в которых проживает около 25 тыс. человек. В нац. парке разрешена определенная хозяйственная деятельность и организация туризма.

04. Территория Самарской Луки названа "Лукой", поскольку Волга делает излучину, огибая Жигулевские горы. По одной из легенд Самарская Лука образовалась из-за того, что Волга схитрила, "слукавила", обманула Жигули и убежала к Каспию.

05. На территории Самарской Луки насчитывается около 200 природно-исторических памятников. Богата она и археологическими находками. Из них наибольший интерес представляют Муромский городок - одно из крупнейших поселений Волжской Болгарии IX - XIII веков, а также городище IV -V в. на горе Белой, курганные могильники VII - VIII в. н.э. у села Новинки. (на фото- Лаватера трехмесячная)

06.Первые сведения об этих краях есть в русских летописных сводах, а также в записках путешественников и учёных Олеария, Татищева, Палласа и др. Уникальная по красоте природа и богатая история Жигулей оказали заметное влияние на творчество художника И.Е.Репина, поэтов А.В.Ширяевца, И.И.Дмитриева и многих других.

07. Из-за большого разнообразия растений с ранней весны до поздней осени каменистые степи покрываются то одними, то другими цветами, и чуть ли не каждую неделю меняют этот свой цветной наряд. Научное значение растительности Жигулей исключительно. Именно здесь были впервые открыты для науки 6 видов растений. Три из них оказались узкими эндемиками Жигулей, то есть нигде в мире они больше не встречаются.

08. Молодецкий курган - наверное одна из самых известных вершин в Жигулевских горах, с него начинается 75-километровая живописная гряда Жигулевских гор. Высота кургана- почти 243 м.

09. А вот и край горы Лепёшки и Усинский залив за ним.

10. Противоположный берег Усинского залива.

11. Скалистый берег внизу.

12. Вдали виднеется село Берёзовка.

13. Березы на краю горы Лепёшки.

14. Тот берег уже не относится к нац. парку.

15. На Лепешке, как и во всём парке, множество разнообразных бабочек.

17. Незаметно пролетело около трех часов и мы вернулись на турбазу "Здоровяк", чтобы успеть к завтраку.

18. Территория национального парка "Самарская Лука".

19. Далее, уже всей нашей большой ГРУППОЙ мы приехали к подножию Молодецкого кургана.

20. Здесь прошла волонтерская акция с нашим участием по прополке посаженных молодых деревьев.

21. Здесь я не снимал, поэтому всего пару фото, сделанных уже после работы.

22. Далее мы послушали большого специалиста по растениям, доктора биологических наук Института экологии Волжского бассейна РАН Сергея Саксонова.

23. Сергей Саксонов рассказал, что изоляция Жигулевской возвышенности в историческом прошлом и своеобразие почвенно-грунтовых условий привели к тому, что здесь сформировались своеобразные формы растений, некоторые из которых встречаются только в Жигулях.

24. Реликты и эндемики являются гордостью Жигулей, сохранение этих видов- важнейшая задача, которую решает Жигулевский заповедник и национальный парк "Самарская Лука".

25. Практически не сходя с места, Сергей показал разные виды растений. На фото- донник белый- отличный медонос. Мёдопродуктивность 150-200 кг/га, а на юге европейской части России и в центрально-чернозёмной зоне 300 кг/га и более.

26. А это один из множества видов крестовника. Высокое содержание алкалоидов является причиной использования некоторых видов крестовника в качестве лекарственных растений, а также как сырьё для производства медицинских препаратов.

27. Один из видов молочая, некоторые виды используются в народной медицине. Все виды молочая содержат млечный сок, смолу и каучук :)

28. Шалфей, некоторые виды лекарственные.

29. Один из видов спаржи. Некоторые виды используются в кулинарии как деликатес.

30. Постепенно по экскурсионной тропе мы стали подниматься на вершину Молодецкого кургана.

31. Колокольчик Спрыгина.

32. Пустырник пятилопастный- хороший медонос, также используется в народной медицине.

33. Зяблик

34. Поднимаемся всё выше по тропе.

35. К сожалению, в 2010 году здесь из-за жаркого сухого лета здесь сгорело много леса.

36. Лес будет восстанавливаться ещё очень и очень долго.

37. Трава чувствует себя хорошо на месте пожарища, хотя сорняки стали преобладать.

38. Кипрей (Иван-чай) на вершине Молодецкого кургана.

39. Виды с вершины открываются замечательные, жаль даль была затянута дымкой.

40. Залив и овраг "Жигулевская труба".

41. Тропа по хребту Молодецкого кургана.

42. Девья гора внизу и залив "Жигули".

43. Общий снимок на вершине на память. Уходить отсюда не хочется, но надо идти дальше.

44. Постепенно спускаемся вниз

45. любуясь скалами древних Жигулей.

46. Молодецкий курган издавна привлекал внимание многих знаменитых учёных и путешественников. Здесь бывали Ян Стрейс, Пётр Паллас, Иван Лепёхин и другие. В народе о нём слагали песни, легенды и баллады. Молодецкий курган тесно связан в преданиях с именами и деяниями Степана Разина, его атаманов и вольницы.

47. Действительно, этот курган уникален по своей сути. Отвесные скалы и уступы придают кургану суровый вид.

48. На крутых склонах растут деревья.

49. В этих местах произрастает самая крупная в Европе популяция шиверекии подольской, исчезающего растения. В окрестностях Молодецкого кургана можно встретить очень редких представителей фауны: орлана-белохвоста, дыбку степную, бабочек аполлона и махаона и других.

50. Приближаемся к Девьей горе.

51. Высота над уровнем Волги всего 50 метров, а из-за Куйбышевского водохранилища более половины горы оказалась затопленной в 50-е годы. Но и сейчас Девья гора выглядит величественно.

53. Всюду жизнь.

54. Склоны Молодецкого кургана.

55. Волга здесь разлилась широко и недаром это место называют Жигулевским морем.

56. Когда-то у подножия Девьей горы располагался дозорный стан Степана Разина.

57. Скалы на Девьей горе.

58. Отвесные скалы Молодецкого кургана.

59. Вдали видет детский лагерь "Жигулевский Артек"

60. Спускаемся вниз, в долину. Местами трава здесь чуть ли не с мой рост.

61. У подножия Молодецкого кургана есть специально оборудованные площадки, куда можно приехать со своей палаткой.

62. В завершении эко-тура мы попили чай и обсудили увиденное. Все участники остались очень довольны насыщенной экскурсионной программой, организованной холдингом "Сибур" совместно с нац. парком "Самарская Лука".

63. Для себя я сделал вывод, что практически ничего не знаю о сложном и многообразном мире Жигулей, об этой уникальной экосистеме, к которой нужно относится осторожно и бережно, чтобы будущие поколения смогли увидеть эту красоту.

64. В наш развитый технический век как никогда стала актуальна проблема сохранения природы не только Самарской Луки, но и всей планеты. Никогда не будет лишним напомнить себе и другим о важности бережного отношения к природе.

посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)