Эко-тур по Самарской Луке, день первый (2012)

Jul 17, 2012 01:16

Красота Самарской Луки и Жигулевских гор не оставляют равнодушными никого, кто хоть раз в жизни побывал в этих местах, сюда хочется возвращаться снова и снова. Я люблю природу и историю родного края и поэтому не задумываясь согласился принять участие в экологическом туре по Самарской Луке, организованным холдингом "Сибур" в рамках благотворительной программы "Бизнес для экологии". Более 25 журналистов и блогеров из Самары и Тольятти ( ПОДРОБНЕЕ ОБ УЧАСТНИКАХ) в течении двух дней осматривали достопримечательности Самарской Луки и общались со специалистами национального парка и Института экологии волжского бассейна. Итак, обо всём поподробнее:

01. Нас разместили вот в таких домиках на базе отдыха "Здоровяк", что находится в лесу рядом с Молодецким курганом.

02. Утром первого дня мы прибыли в центральную усадьбу жигулевского заповедника им. Спрыгина, что находится в поселке "Бахилова поляна". История жигулевского заповедника началась в 1927 году, когда на Бахилову поляну приехала экспедиция ученых для выбора заповедного участка. Основателем и первым директором заповедника стал профессор И.И. Спрыгин, имя которого было присвоено заповеднику в 1977 году. Основной задачей заповедника является сохранение и изучение природы Жигулевских гор, которые являются одним из немногочисленных в европейской части России убежищ древнейших представителей флоры и фауны.

03. В усадьбе есть небольшой музей, где можно увидеть образцы окаменелостей, найденных в этих местах, горные породы, насекомые Жигулей и гнезда птиц.

04. На территории заповедника насчитывается около 5000 насекомых из которых 14 включено в Красную книгу России.

05. В заповеднике встречается свыше 200 видов птиц, из них более 100 гнездится, 10 редких видов включено в Красную книгу России.

06. Юрий Рощевский (род. в 1947 году) - один и активных исследователей Жигулей, сейчас кандидат наук, научный сотрудник Института экологии волжского бассейна.

07. Карта жигулевского заповедника, расположенного на территории национального парка "Самарская Лука. Площадь заповедника - 23,1тыс. га, в него также входят острова Шалыга и Середыш с прилегающими мелководьями.

08. Далее мы отправились на экскурсионную тропу на гору Стрельную ( ПОДРОБНЕЕ ОБ ОТКРЫТИИ ТРОПЫ). Видя, что мы пришли с миром, природа оказала нам доверие :)

09. Вместе с нами всё время находились Евгений Быков- заместитель директора нац. парка по науке (слева) и А. Губернаторов-директор нац. парка "Самарская Лука" (справа).

10. Ольга Фадеева- начальник отдела по маркетингу и туризму Жигулевского заповедника поработала в роли гида, по дороге на гору Стрельную. Ольга хорошо разбирается в местных представителях флоры и фауны.

11. Вот, например щитник линейчатый. Его также называют "Клоп итальянский" за внешнюю схожесть с расцветкой формы гвардейцев Ватикана.

12. А это жимолость несъедобная. Название говорит само за себя, эта жимолость ядовита.

13. Копытень, назван так из-за сходства формы листьев с копытом. Некоторые виды культивируются как садовые декоративные почвопокровные растения.

14. Ландыши растут здесь в большом множестве.

15. По туристической тропе мы постепенно приближаемся к вершине Стрельной горы. Её высота- 351 м, это вторая по высоте вершина в Жигулевских горах (после горы Наблюдатель-381 м). Кстати, название Стрельной горы связано с "волжской вольницей": с этой природной сторожевой башни, или "стрельни", как тогда говорили, местность "простреливалась" взглядом на десятки вёрст. Замеченные издали купеческие корабли, идущие по Волге, подвергались нападению.

16. Чем ближе к вершине, тем корявее становятся сосны, что скорее всего связано с постоянными ветрами.

17. Кустарниковая дикая вишня часто встречается на склонах Жигулевских гор.

18. Среди прочих деревьев можно найти берёзы, дубы и клёны.

19. Муравьи- санитары леса.

20. На склонах Стрельной горы встречаются представители реликтовых, эндемичных, редких и исчезающих видов растений, что сыграло важную роль при выборе участков заповедника в 1927 году.

21. На каменистых склонах, почти лишенных почвы, в безводье, с резкими перепадами температур, уже тысячи лет произрастают растения так называемых "каменистых степей".

22. Фрагмент туристической тропы.

23. Виды здесь открываются замечательные.

24. Горы с вековым лесом, широкая Волга и острова.

25. "Шихан", каменная скала, вершина Стрельной горы, как древний страж Жигулей.

26. Остров Шалыга-Середыш, а вдали- полуостров Копылово и микрорайон Федоровка (г. Тольятти)

27. А это направление в сторону Самары- не менее красивый вид.

28. До 1950 года на Стрельной горе отмечались гнездовья красной утки (огаря).

29. Переплетения сосны.

30. Растения каменистых склонов.

31. Всюду жизнь. Растения и деревья пускают корни среди трещин скал.

32. Ольга Фадеева рассказывает об уникальной природе Стрельной горы.

33. В 1940-х годах в этих местах начали добывать нефть, что было очень важно для фронта, т.к. топлива катастрофически нехватало. И до сих пор, спустя десятилетия некоторые скважины работают. Для обслуживания нефтяных скважин были построены рабочие поселки, самый крупный из которых- Зольное.

34. Хребет так называемого "Чертова моста" на Стрельной горе, получивший своё название из-за труднодоступности.

35. Вид на противоположную гору, в сторону Самары.

36. Покидая это место поймал себя на мысли, что нужно вернутся сюда снова.

37. На маршруте мы встретили туристов из Италии, что говорит о возрастающей популярности этого места.

38. Далее мы прибыли в село Ширяево, известное находящимся здесь домом-музеем художника ИЛЬИ РЕПИНА и заброшенными штольнями.

39. Пообедали в кафе на берегу Волги.

40. Местные стараются развивать здесь туризм, предлагая КАТАНИЕ НА ЛОШАДЯХ, велосипедах и джипах.

41. Остатки дореволюционной печи для обжига извести. Подробнее об истории села можно посмотреть в моей записи ( ЗДЕСЬ)

42. К сожалению мы не смогли доехать до родника в месте "Каменная чаша", так как дорога по Ширяевскому оврагу довольно-таки тяжела для автобуса. Но если кому-то интересно, вот моя пешая ПРОГУЛКА до Каменной чаши.

43. Зато для меня стало открытием, что в селе Ширяево есть ещё один родник, который называется "Винный ключ".

44. КПП на пути в "Каменную чашу". Въезд платный, 50 руб. с человека.

45. Склоны Ширяевского оврага.

46. В селе Ширяево мы осмотрели заброшенные штольни, где когда-то добывали известняк. С 1900 до 1962 года здесь был завод "Ширяевец", построеный купцом Ванюшиным.

47. Очень грустно видеть на этом интересном историческом объекте "наскальную живопись" горе-туристов.

48. Пётр Якубсон yacubson, один из участников эко-тура, большой знаток пещер и каменоломен, о нём я как-нибудь расскажу в отдельной записи.

49. Внутри штолен очень прохладно, здесь нет резких перепадов температур в течении года.

50. В эти штольни прилетают на зимовку летучие мыши, специалисты говорят, что здесь собирается самая большая популяция летучих мышей в Европе.

51. Категорически не рекомендуется посещать штольни зимой, т.к. мыши питаются туристами т.к. разбуженная мышь быстро теряет энергию и не доживает до весны.

52. Плюс в штольнях есть риск обвалов.

53. Выбравшись на свет Божий, полюбовались ещё видами села Ширяево.

54. Правда, замечательное место?

57. В хорошую погоду видно противоположный берег Волги и поселок Волжский (снято с большим приближением)

58. Что за бабочка?

59. А вот вам и какая-то окаменелость, найденная вблизи от штолен.

60. Скалы вокруг штолен.

Продолжение тут ( ДЕНЬ ВТОРОЙ)

посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)