Покаяние "без Бога"?

Feb 17, 2013 20:24


В топике про Царство Небесное я делился соображениями что из себя представляет "человеческая" сторона Царства. В этот раз я хочу поделиться подобными соображениями о человеческой стороне покаяния. О той, что происходит как бы помимо Бога. Поскольку тема хорошо ложится на пелагианскую ересь, попробую объяснить какую я вижу тут связь и почему ( Read more... )

Leave a comment

Comments 69

semiliranda February 18 2013, 19:36:12 UTC
Мне близки многие высказанные в стартовом топике мысли. Про Пелагия ничего не могу сказать, а вот по поводу покаяния "без Бога"/безбожников тезисно я бы отметил следующее ( ... )

Reply

ext_884241 February 18 2013, 20:01:02 UTC
П.1 - согласен полностью ( ... )

Reply

Интересный опыт! semiliranda February 18 2013, 20:20:05 UTC
Спасибо. Это, наверно, в моём комментарии покаяние разделилось на душевное и духовное. Сам я не смог бы провести чёткую границу. Предположу, что описанный момент - искра духовной гениальности, которую я упомянул. Возможно, благодатью вам было дано подняться в такую плоскость, где снимаются психологические вопросы.

Reply

Re: Интересный опыт! ext_884241 February 18 2013, 20:24:55 UTC
Ну, я сначала написал, а потом постарался припомнить и усомнился, что этот опыт был прямо-таки идентичен тому, который называют призывающей благодатью, но что он имеет очень много общего, это точно )

Кстати, после ваших слов об искре и благодати впомнил недавно прочитанные слова Тиллиха, которые, как по мне, очень хорошо передают что такое благодать. Цитата большая, полностью приводить не буду. Скажу как понял: это как бы такое неявное озарение, в котором ты понимаешь, что твой грех прощён.

И, если это так, то выходит, что более правы те, кто воспринимает спасение как примирение с Богом, а не те, кто считает, что благодать - это лишь средство для стяжания спасения.

Reply


а что такое покаяние? n_vilonov February 21 2013, 09:05:23 UTC
Спасибо за еще один интересный пост. Я никакой не "богослов", а вполне рядовой мирянин, прихожанин своего прихода (лютеранского, как я уже упоминал), но попробую высказаться - уж больно тема интересная ( ... )

Reply


продолжая разговор о покаянии - благодать и синергизм n_vilonov February 21 2013, 10:34:49 UTC
Продолжая предыдущий комментарий. Если понимать покаяние, как исправление некоторого набора своих греховных пристрастий и привычек, прекращение греховных помыслов и совершения греховных поступков, то тут все неизбежно сводится к пелагианству или синергизму (по мне, повторюсь, разница невелика). Но вот как быть, если покаяние - это, по сути, тоже самое, что обращение? Перемена направления жизни с ложного на истинное? Может ли человек сам с собой такое сотворить? Здесь-то ведь дело уже не в "ответственности", и не в силе воли. Если самые глубокие основания и устремления моей личности неверны, направлены не в ту сторону, то мне это даже увидеть очень сложно. Если увижу, значит я уже отчасти изменился. Значит, как-то так сложилась моя жизнь, подвела меня к этому пониманию, без каких-либо моих планов и усилий (как бы я мог прикладывать усилия для работы с незаметной мне самому проблемой ( ... )

Reply


о благодати и синергизме (2) n_vilonov February 21 2013, 10:36:13 UTC
Здесь мы уже подошли к тому основополагающему различию между православной и лютеранской традициями, о котором я упоминал выше. Это различие в понимании благодати. Для православных благодать - это сверхъестественное действие Бога на человека, и происходящая под этим действием перемена в самом человеке. Если использовать термин "благодать" таким образом, то тогда, конечно, синергизм неизбежен - ведь человек не зомби, и человеческая психика не может меняться, минуя волю и сознание этого человека. Более того, здесь рано или поздно скажется уклон в сторону подчеркивания собственных усилий человека - потому что благодать, как Вы совершенно справедливо пишете, не пощупаешь. Вот и возникает или изуверская аскетика в духе Игнатия Брянчанинова (корни которой, впрочем, уже заметны у таких столпов восточно-христианского монашества, как Иоанн Лествичник и даже Макарий Великий), или, напротив, оптимистический гуманизм многих современных "либеральных" православных ( ... )

Reply


христианская этика asimsky February 24 2013, 06:20:42 UTC
Этика - это вообще слабое место в христианстве. У нас ведь вообще нет единой общехристианской этики в прямом смысле, как набора правил. Из христианства нельзя вывести этику так же как правила супружеского поведения нельзя вывести из свадебной церемонии. Иисус учил в контексте существующей этики совремнного ему иудаизма, не отрицая ее но как бы подправляя. Он как бы говорил: любая этика хороша, если она одухотворена и истолковывается через любовь а не формально. Павел был до такой степени равнодушен к этике, что хотел чтобы праведные иудеи и бывшие язычники были в одной церкви (что было логически невозможно, так как иудеи не могли садиться за стол с язычниками ( ... )

Reply


Leave a comment

Up