Покаяние "без Бога"?

Feb 17, 2013 20:24


В топике про Царство Небесное я делился соображениями что из себя представляет "человеческая" сторона Царства. В этот раз я хочу поделиться подобными соображениями о человеческой стороне покаяния. О той, что происходит как бы помимо Бога. Поскольку тема хорошо ложится на пелагианскую ересь, попробую объяснить какую я вижу тут связь и почему симпатизирую Пелагию.

Насколько я успел разобраться в деле Пелагия, сам он, вопреки распространённому мнению, не отрицал помощь божественной благодати в деле спасения. Об том говорит и Вики, и его послание Деметриаде, в котором я не нашёл чего-то крамольного. Поэтому для себя я решил, что воду замутил горячий Августин и заносчивый ученик Пелагия Целестий, который настолько настаивал, что человек может сам, своей волей победить грех, что договорился до отрицания греха первородного. А Августин уже назвал всё это пелагианством. В общем, дело мутное, как и с многими другими т.н. ересиархами древности. Наверняка тут не обошлось без предвзятости ортодоксов, для которых любая мысль, не вписывающаяся в рамки, сразу же вызывает обвинения в "нечестии", "хуле" и прочем наборе смертных грехов (см. мой недавний пост в этом сообществе об Арии).

В чём состоял основной посыл Пелагия:


"Наконец, тогда сильна была неувядшая еще природа и долгая привычка к греху не помрачила еще человеческий разум настолько, чтобы он без закона презрел свою природу. Из-за этого Господь природу, закосневшую в разных пороках, покрытую ржавчиной невежества, тронул напильником закона (lima legis) с тем, чтобы отполировать ее частым увещеванием, дабы обрела она от этого свой прежний блеск. И разумеется, нам стало трудно творить добро не по какой-либо иной причине, но только лишь от долгой нашей привычки к порокам, которая началась с малого и постепенно в течение лет развратила нас и так сковала, так подчинила порокам, что нам стало казаться, будто эта привычка входит в пашу природу... Теперь это восстает против нас, старая привычка противится новой воле." (с) Ересиарх Пелагий.

Ничего же страшного, правда? Причём эта теория подтверждается опытом покаяния. Иногда думаешь: я грешен и ничего не могу. А потом раз - и можешь. Я не отрицаю Божью помощь в такие моменты, ни в коем разе, но и человека не делаю безвольным. Например, можно из раза в раз ныть на исповеди, что у тебя, дескать, нет любви, что ты удобопреклонен ко греху и что не можешь, скажем, сдерживать гнев. Тут, казалось бы, "теория" первородного греха приходится как раз к месту: всё объясняет, обращает тебя к Богу, к смыслам грехопадения, благодати и прочему. И в результате объясняет тебе, что ты полное ничтожество. И отцы-аскеты, стоящие неподалеку, вторят: признай себя таковым, и тогда спасешься.

А потом в какой-то момент до тебя кое-что доходит и проблема предстаёт в новом свете: да я же просто не уважаю этого человека (на которого гневаюсь)! играю в игры под названием "духовная брань", думаю, что терпением пробиваюсь к небесной любви, а на деле это вопрос не гнева как страсти, а уважения. А, собственно почему я его/её не уважаю? Гнев при такой постановке вопроса из неконтролируемой страсти превращается во что-то более понятное и подвластное, чем кажется на первый взгляд.

То есть, гнев, это, конечно, страсть, но иной христианин смотрит на неё как на "страсть в себе", не анализируя её причины далее августиновской теории грехопадения. А ведь гнев может быть вызван, например, замаскированным комплексом неполноценности или неумением выразить себя. Свободу самовыражения многие христиане вообще принимают с подозрительностью, как что-то противное христианскому благочестию (с постным лицом и смиренной походкой, ага). А ведь именно её, свободу самовыражения, мне кажется, в том числе и заповедовал Иисус, говоря "будьте как дети". Дети-то от нас тем и отличаются что они просты и непосредственны: если что не нравится - орут, если всё ладно - улыбаются. А взрослые неврозы как раз тогда и начинаются, когда ты вместо крика улыбаешься, а вместо улыбки кричишь. До определённого возраста поведение детей не определяется чужим мнением. А нас зачастую оно определяет (ну, или одного меня, если в этом сообществе собрались одни только сильные волевые личности). И если кто-то впадает в такого рода зависимость, она в итоге и выливается гневом.

И это только один пример того, что может стоять за гневом. А их сотни: безвольность, неумение принимать на себя ответственность, когда подсознательно есть в этом потребность, неумение понимать свои желания и признаваться в них и т.д. И всему этому тоже есть свои причины. Причиной гнева может быть даже нарочитая вежливость (казалось бы, добродетель!), если за ней скрывается боязнь встретиться с проблемой лицом к лицу.

По этому поводу не буду скрывать: я два раза занимался с терапевтом-психологом. Приходил и говорил: хочу не грешить, что мне делать? Впечатления были иногда просто потрясающие! Иной раз ощущал себя легче, чем после доброй исповеди (я не сильную крамолу сейчас сказал?). Поэтому мой всем совет (бесплатный, зато от души): если кому интересно, пробуйте! только специалиста найдите хорошего и чтоб бабло не тянул - это самое важное. А для затравки, чтоб было понятнее о чём я говорю, вот эту статью почитайте, не пожалеете - она о том же самом, о чём и я, да ещё и на православном ресурсе (чтоб было авторитетнее).

В той же теме про Царство Небесное мы также затронули вопрос покаяния атеистов и иноверцев, которые "по природе законное делают": добро это для Бога или нет? Вроде как сошлись, что добро. Но тогда насколько уместно считать, что эта их "копеечка" кладётся в копилку христианского Небесного Царства?..

Ну вот, какие вижу примеры настоящего христианского покаяния у атеистов? Фильм "Клина красная" смотрели? Для меня он о покаянии. Материнская любовь, уважение, терпимость и т.д. - всё это общечеловеческое достояние, а не сугубо христианское. Или, вон, пример одного моего близкого человека: он изменил жене, потом покаялся, вернулся, а она ему об этом за всё время даже ни разу не напомнила. Даже намёком! При том, что эти люди, мягко говоря, далеки от всякой веры, для меня это христианский подвиг, без преувеличения. А когда в семьях воспитывают больных детей...

Да, Бог в такой метанойе как бы отсутствует, но ведь плоды-то добрые есть. А мы-то знаем от Кого, в конечном счёте эти плоды. Так может быть это уже половина дела? Или без веры никак? А, главное, приведённый выше пример причин гнева, он ведь тоже принадлежит всем: такое покаяние доступно каждому. Нужна для такой психологической работы благодать? Несомненно. Но если один её просит у Бога, а второй (неверующий) не просит, значит ли это, что Он ему её не даёт? Дождь, значит, посылает на праведных и неправедных, а покаяться дает только тем, кто крещён и непременно в "правильной" Церкви?

Вообще, это для меня очень непростой вопрос, и его стоит вынести в отдельную тему. Но мне кажется, что Церковь должна быть не врачебницей, как говорят, а домом Божьим и собранием верных в нём. Люди в этом доме, конечно, не без недостатков, есть и "тяжко болящие", но идеал крещения, которое одно и вводит в этот Дом, для меня состоит в начале новой жизни. И если ты не оставил насколько смог жизнь старую, возможно лучше повременить с приходом в Церковь. Это моё мнение, повторюсь, вопрос не простой, спорить не очень готов.

В общем, что я предлагаю: говоря о покаянии не абстрактно, не религиозными смыслами, а конкретно, оставить благодать за скобками. Мы в неё верим, но пощупать чаще всего не можем. Обратимся лучше к конкретному человеку. Иногда "человеческие" смыслы оказываются важнее религиозных хотя бы потому, что и действия заметнее (как в примере с психологией и гневом). Если у кого-то вера сводится только к исправлению себя, то при знакомстве с той же психологией он может её потерять. Вера не должна иметь каких-то причин или обоснований. Достаточно одного Бога. Это мое мнение.

Так и вот. О чём говорит квалификация гнева как, например, какой-то нерешённой проблемы? О том, что в данном конкретном случае конкретно ты можешь и должен сначала осознать, а потом решить эту проблему, и за тебя это никто не сделает. В том числе Бог. Проси у Бога помощи, но религиозная синергия на то и синергия, что последнее слово всегда за нами. Вот это и есть "человеческая сторона" покаяния. И лозунгом её будет не "я ни на что не способен", а "соберись, тряпка!". Собственно, не об этом ли пытался сказать Пелагий?

Previous post Next post
Up