В топике
про Царство Небесное я делился соображениями что из себя представляет "человеческая" сторона Царства. В этот раз я хочу поделиться подобными соображениями о человеческой стороне покаяния. О той, что происходит как бы помимо Бога. Поскольку тема хорошо ложится на пелагианскую ересь, попробую объяснить какую я вижу тут связь и почему
(
Read more... )
Comments 69
Так что хотя я и перегрузил пост тремя абзацами про "покаяние атеистов", основная тема не об этом. А, скорее, о том, что больше всего о покаянии и исправлении ветхих путей говорят именно верующие, но при этом те конкретные методы, которые они предлагают зачастую оказываются для реального исправления менее действенными, чем хотелось бы. Не все и не всегда, но однако же. А увидеть это, точнее, признаться себе в этом не даёт вера в неприкосновенность сакрального и свойственное любой религии ощущение превосходства - конкуренция с атеизмом. Ну, мол, какая такая психология, чувак? ты чё? Это ж душевная наука - не наш уровень! мы ( ... )
Reply
Если говорить о грехе как о метафизической порче или неспособности, то говорить о покаянии у атеистов может и можно, но только в таких терминах, какие не примет сам атеист. Именно метафизического он и не признаёт.
Если же говорить о грехе как о дурном поведении, или неспособности к поведению здоровому, то получится разговор о педагогике и психологии, опирающийся на какие-то близкие атеисту ценности. Это можно. Но такую особую значимость педагогики, психологии, и ценностей вне "священного" признаёт не каждый верующий.
Может быть тут не проблема подходов к покаянию, но просто проблема терминов. Или, если хотите шире - сознания и языка?
Reply
Reply
А вот про неразрывную связь не согласен.
Метафизическое может быть выражено на языке культуры. Хоть религиозном, хоть нет.
Психологическое -- ни разу. Практическая психология -- только методики под конкретную материальную цель. Общая психология -- набор теорий и идей, не имеющий ни нужно науке точности, ни нужной философии значимости. Так что связь где-то там "в душе" есть. Но это и значит, что психология с метафизикой могут общаться только через язык культуры, какому и принадлежит слово "душа". Проговорить что-то другое общее даже слов то у них других почти и нет. Многие сводят метафизику к психологии. Не знаю, так ли у Вас. Но если так, то это полагаю ошибкой. Просто для примера, метафизика не исключает понятия священного, энергий, молитвы и многие другие. Психология совсем исключает их.
Reply
Reply
Хотя августинизм, разумеется, другая крайность.
Синергизм вроде бы разумное среднее решение, но часто приобретает технологический привкус: "делай как надо". По крайней мере, он нуждается в понимании, которые лишило бы его этого привкуса.
Reply
Не совсем понял что значит "технологический привкус: делай как надо".
Reply
Reply
Reply
А если "покаяние без Бога", то для кого делать "прямые стези"?
Чтобы просто стать "хорошим человеком"? Полноценным членом трудового коллектива?
Для этого действительно психотерапевта может быть достаточно. Особенно - с медикаментозным лечением.
Reply
Reply
Помнится в мою буддистскую молодость (не сочтите за офтоп) Оле Нидал говорил о том, что Сангха это не клуб психологической взаимопомощи, и прежде чем начинать практиковать нужно решить основные психологические проблемы. А так же, что на практике во всех общинах бывают "странные" люди. Но их количество не должно быть слишком велико, иначе все разваливается.
Reply
И примечание: когда писал это, то имел в виду прежде всего себя. А вы заставили меня посмотреть на прочтение моих слов другими глазами.
Reply
Reply
Христианство в нынешних условиях? Не знаю... Оно, безусловно, есть. В смысле, есть настоящие христиане и их намного больше, чем я думаю. Но в целом ограниченность моего опыта + кое-какие видимые тенденции толкают к выводам, что это не христианство, а зачастую форма или игра. И мне больше нравится стремиться к какому-то пускай и приближенному к жизни, но идеалу, чем оправдывать икономию.
Reply
Leave a comment