Гортанобесие ( в преддверии очередного поста)

Jun 05, 2014 22:34

- В чём конкретно каетесь?
- Ну….во всём , батюшка, грешна….
- А , вот, самолёт террористы взорвали, вы в этом участвовали?
- Да нет, что вы!? - Поднимает на меня, тогда молодого священника пожилая женщина.
Такой трюк в молодые поповские годы я проделывал не раз. И сейчас…. Я понял, что не был прав, когда молча и с умно-молитвенным видом одобрительно выслушивал «правильными» исповеди со списанными из правильных книжек грехами и каждый раз так подкалывая кающихся «во всём». Мне хотелось конкретики, как оно и положено на исповеди, но я не понимал, что порой ( не всегда) настоящего то покаяния больше было у этих, кто «во всём» , чем у «правильных». У не шибко религиозно-грамотных женщин и мужчин не редко встречалась цельность в понимании своего несовершенства, я хотел предложить им «борьбу с грехом» по книжкам, но предлагал то мульку, раздвоенность псевдоправославной духовности, и они от неё отказывались, оставаясь «грешными во всём» без всех этих заморочек, в которых они интуитивно чувствовали что-то не то….

Как воспитывается эта мулька из книжек? Рассмотрим на вполне популярном , поминаемом в молитвослове грехе «гортанобесие». О! сколько раз я слышал это слово от длиннобородых серьёзных мужчин и не мене сосредоточенных на своей греховности длинноюбых женщин! Понимается нынче этот грех так:
Гортанобесие - лакомство, услаждение гортани и вкусовых рецепторов, культ кулинарных изысков и гурманства

Такая, вот, фигня очень сильно нам мешает в духовной жизни, хотя …. Я не знаю ни одного человека , который не то что бы поборол, но даже и пытался бы бороться с этим «злом» на самом деле. Все каются, но никто не борется, что же это за ерунда? Для начала давайте задумаемся: откуда взялись в мире тысячи монастырских рецептов? Кто взрастил культуру виноделия , пивоварения , сыроделания? Монастыри. Что же они толкают людей на грех? Каясь в «гортанобесии» мы тут же, после службы идём и покупаем прекрасный монастырский пирожок , изготовленный по особому рецепту и вновь им услаждаемся, чтобы вновь каяться. …мда…
За подсказкой заглянем в словари. Что скажут классики . Словарь Даля, и Полный Церковно-славянский словарь Дьяченко даёт нам определение : «Гортанобесие - пресыщение, объедение, обжорство» . Никаких услаждение, лакомств и всего такого. «Наверное, от малодуховности протоиерея Дьяченко и писателя Даля.» - подумаем мы - « ведь святые отцы….» . Но, ведь фактически под руководством, в обителях основанных этими самыми отцами и создавались эти самые гортанобеснособлазнительные предметы. А разгадка проста: частный подвиг , взятый на себя кем-то из аскетов был возведён в ранг всеобщей обязанности и смысл неясного ныне древнего термина был подменён в пользу этой частной аскезы.
Нет никакого греха в «услаждении вкусом» , создание блюд и их составляющих - это часть народной и от этого общечеловеческой культуры . Монастыри, будучи маяками средневековой культуры продвигали естественно и это направление. Если бы «услаждение вкусом» было бы грехом, то Иисуса мы должны бы были назвать соблазнителем, ведь какое Его первое чудо? Претворение воды в вино, но не просто, а лучшее, то, что дают в начале, пока «не упились».
Мы разобрали сейчас один маленький «грешок» , но если пойти по цепочке, то можно увидеть, как такие полуподмены и нестыковки и создают ту самую мульку псевдоправославия, которая зиждется с одной стороны на комплексе вины во всяких таких «грехах», с другой - на ощущении причастности к некоей особой и уникальной «духовности». «Духовность» сия и впрямь особенна… но надо ещё подумать в каком смысле. И , конечно, подделка эта не останавливается на малом, вся эта шизофреническая логика несоответствий идёт и дальше в каноны и правила современной церковности , выдавая себя за «традиционность». Об этом мы не раз здесь писали, будем писать и ещё….
Previous post Next post
Up