Рас - церковление и во- церковление часть 1.

Jun 06, 2014 16:35

Это текст отца Михаила Шполянского. В прошлом году я попросил его сконцентрировать и написать единым текстом своё мнение о путях современной  церкви , как в плане  критики и оценки, так и предполагаемых подходов и путей выхода. К сожалению, о. Михаил не успел привести текст в законченный вид. Публикую в 3х частях в том виде, как он был прислан мне батюшкой.

Эмпирическая церковь (не путать с земной ипостасью Церкви Христа!) превратилась в самовоспроизводящуюся бюрократическую машину; по сути дела псевдоцерковь

Земная церковь больна (я сейчас говорю о реалиях РПЦ, но корни проблемы уходят в 2000-летнюю историю). Беда в этой уродливой, нехристианской, антихристианской бюрократической системе. привязка всего к храму, ко кв.метрам, деньгам, власти, к личности "начальника", имущественное и правовое бесправие верующих. Пока не будет изжито это зло, пока оно живет, пока с ним считаются и пока поддерживают - ничего не изменится.

С одной стороны человеку со здравой душой и совестью жить в этой системе, пытаясь основанием жизни ставить Евангелие, невозможно. С другой - в русле сложившейся стереотипов поделать с этим также ничего нельзя. «Лечить» систему бессмысленно, слишком далеко зашла болезнь. Убедительной альтернативы, тождественной по сущности, но здравой по реализации, нет. Даже самые радикальные попытки «смены вех» приводили к тиражированию все тех же аномалий, только в иной форме.

Итак, тупик? Бюрократическую псевдоцерковь улучшить невозможно, противопоставить ей нечто здравое в той же системе координат, нечего. Да, так и есть.


Бюрократическая псевдоцерковь разоблачает саму себя

Но, несмотря на то, что зло бюрократической системы изжито не будет, есть надежда. Надежда на то, что именно оно, это зло, дошедшее до очевидного предела, сквозь две тысячи лет уклонений в патологический ветхозаветно-византийско-римско-совковый комплот, откроет чадам Церкви глаза на «голого короля». Провал всех «прогрессивных» надежд: соборность, миссионерство, возрождение и пр., оставляет нас посреди пустыни, из которой вывести может только Господь. Колосс псевдохристанской цивилизации рушится. И слава Богу. Цезарепизм как стержень таковой цивилизации - ложь и морок. Именно в разрушении мифа есть шанс вернуться к подлинности жизни во Христе. Однако - вернуться куда? Обычная реакция: или разрыв с Церковью как таковой, или перемещение из юрисдикции в юрисдикцию, из одной бюрократической системы в другую. Первое гибельно, второе бессмысленно.

Есть ли третий путь?

Есть ли иной путь - Церковь Земная, но являющая себя в совершенно иных, чем мы привыкли думать, формах? Как практически обрести таковой путь?

Прежде всего - вручить себя Господу, не пытаться за Него «благоустроить» Церковь (точнее, эмпирические структуры, присвоившие себе именование церкви). Общий вектор - личное предстояние в попущенных Господом формах. Кому Бог это дал - предстояние тем малым собором, который обустроила сама жизнь. А кому-то Господь может попустить и одинокое предстояние (что возможно и в традиционной системе - отшельничество).

Христос мегаструктур не создавал. Сколько было апостолов? Двенадцать. Ну, с женами, допустим, двадцать. Так ведь только обычная семья - уже двадцать человек. Хорошо, а более широкий круг? - кто не был непосредственно с Иисусом, а встречался периодически? Семьдесят. Но если собрать тех, которые желали бы являться не только нашими хорошими знакомыми, но и сомолитвенниками - тоже человек семьдесят. Чем это не Церковь?

Ну а в случае попущенных Богом обстоятельств духовного одиночества (что вовсе не означает духовного сепаратизма или самовозвеличивания - см., например, обстоятельства жизни Иоанна Алексеева на Новом Валааме, или того же прп. Сергия) можно тихо приходить в любой храм, приход (добавлю - имхо любой юрисдикции), и приступать ко главному, чем живет Церковь - ко Причащению Даров, не навязывая своих взглядов и не осуждая других, при этом  избегая пресса самочинного «духовного окормления». Любовь к братии вовсе не в суете и болтовне, а в смиренном соучастии в Трапезе Господней. «Духовное общение» не самоцель, но только обрамление главного: Евхаристии. «…Ничто не разлучит нас от любви Божьей» - в этом контексте даже самое формальное отношение к прихожанам не является ущербным по определению. Напротив, иногда таковое даже удобно - именно как возможность избежать ложного «духовного окормления».

Не протестантизм в традиционных формах

Конечно, это очередной парафраз изначального позыва протестантизма. Ничего плохого в том нет. Жаль, но факт: не так уж много понадобилось времени, чтобы и протестантизм обюрократился и закаменел, только уже в еще большей дробности. Потому он (в сложившемся виде) - не выход.
 ------------------------------------------------------------

Реквизиты для перечисления помощи вдове и приёмным детям о. Михаила Шполянского:

Карта Сбербанка для рублевого перевода: 5469380029144093 (Михаил Юрьевич Б.)

Реквизиты для банковского перевода в рублях:
ОАО Сбербанк России, Московский банк, Доп.офис № 9038/01501
Кор.счет банка 30101810400000000225
БИК банка 044525225
Счет получателя 40817810138182120882
Получатель: Бурмистров Михаил Юрьевич

Карта Сбербанка для перевода в иностранной валюте: 5469380040199449 (Михаил Юрьевич Б.)

Реквизиты для банковского перевода в иностранной валюте:
ОАО Сбербанк России, Московский банк, Доп.офис № 9038/01501
Кор.счетбанка 30101810400000000225
БИК банка 044525225
SWIFTSABRRUMM
Счет получателя 40817840838182100554
Получатель: Бурмистров Михаил Юрьевич

экклезиология, аналитика, богословие

Previous post Next post
Up