"Дары волхвов" - как к ним относиться?

Jan 07, 2014 18:50

С Рождеством Христовым всех!

Очередь в храм Христа Спасителя к Дарам волхвов - реликвии времен земной жизни Иисуса Христа, впервые доставленной в канун Рождества в Москву с Афона, - занимает по состоянию на середину дня вторника около 5 часов, в ней насчитывается 14 тысяч человек, сообщила РИА Новости глава пресс-службы оргкомитета принесения ( Read more... )

великие праздники, православие

Leave a comment

thomas_cranmer January 8 2014, 11:05:27 UTC
Без сомнения. Но я всё-таки вижу в почитании предметов девальвацию слова "почитание". В христианстве основа почитания - молитва, а молитва обращается к личности, а не к природе. Поэтому и почитается личность, а не природа. Бог, а не божество. Святой человек, а не святость или человечность ( ... )

Reply

lepus_audax January 8 2014, 11:17:23 UTC
А если не усложнять и не доводить со абсурда? Вот перед Вами предмет (или символ такого предмета), к которому предположительно прикасался Спаситель, надо ли к этому предмету относиться с почтением?

Я не очень понимаю, чем почитание даров волхвов отличается от почитания икон? Ну ясно же, что в случае с иконами мы почитаем не доску и краску, а в случае с дарами, ‐‐ не золотые украшения и какие‐то черные шарики. Само собой, невозможно ставить знак равенства между почитанием Святых Даров и разного рода реликвий. И то, и то ‐‐ почитание, но разное.

Reply

thomas_cranmer January 8 2014, 11:27:45 UTC
У меня под ногами предмет, к которому не предположительно, а точно прикасался Спаситель - наша планета. Я по этому предмету хожу и многое другое на нём делаю.

На иконе, действительно, мы чтим не краску и не доску, а изображение, лик. На дарах волхвов лика нет, так что и чтить нечего. Относиться с аккуратностью, с благоговением - да. Но не целовать же!

Reply

desna_city January 8 2014, 11:44:44 UTC
справедливости ради, на сундучке выгравирована икона поклонения волхвов, но это, очевидно, не считается.

Reply

lepus_audax January 8 2014, 13:40:59 UTC
Дары волхвов ‐‐ это артефакт, а планета, по которой ходил Спаситель, вода, которую пил Спаситель, воздух, которым Он дышал‐‐ это не артефакты.

Еще раз: ваше религиозное чувство может оставаться прохладным к почитанию артефактов, связанных с Евангелием. Это ни плохо, ни хорошо, ‐‐ у каждого, в конце концов, свои эмоциональные и психологические особенности. Но не надо автоматически записывать в идолопоклонники тех, кто воспринимает такие артефакты, как объекты своего религиозного переживания.

Reply

thomas_cranmer January 8 2014, 13:58:54 UTC
Начну с конца.

1) *Но не надо автоматически записывать в идолопоклонники тех, кто*

А я разве кого-то записывал в идолопоклонники? Я вообще не думаю, что большинство из них делает то, что делает осознанно. Любопытство + защита от сглаза и порчи.

2) *Дары волхвов ‐‐ это артефакт, а планета, по которой ходил Спаситель, вода, которую пил Спаситель, воздух, которым Он дышал‐‐ это не артефакты.*

То есть, если бы золото волхвов было не пластинками, а самородками, вы были бы против его почитания? Если бы Богородица подпоясывалась бы не тканным пояском, а гибкой веточкой, вы были бы против почитания пояса?

Кроме того, камушки из Палестины, с Афона, Дивеева и т.п. у нас почитаются направо и налево, равно как и вода из Иордана (а вода из Мертвого моря, куда Иордан впадает, уже как бы не кошерна).

Reply

lepus_audax January 8 2014, 14:10:37 UTC
Не записываете в идолопоклонники? А в чем вообще проблема тогда? Ну, почитают люди предметы, связанные со Спасителем.

И самородок, сохранившийся до наших дней в каком‐нибудь ковчежце, и веточка ‐‐ все это становится артефактами. Я уж, наверное, не в силах объяснить, почему «об одежде моей меташа жребий», а о льне, как о субстанции из которой соткали ту самую одежду, не меташа.

Reply

thomas_cranmer January 8 2014, 14:34:11 UTC
*А в чем вообще проблема тогда?*
Проблемы нет. Важно лишь, чтобы информация о характере религиозности, поддерживаемой и поощряемой властями РПЦ дошла бы до людей, и каждый мог для себя сформулировать отношение к данной ситуации.

Каким образом самородки с Афона, камушки из Дивеева, и водичка из Иордана становятся артефактами - мне не ведомо. Наверное, есть специальная молитва о претворении неартефакта в артефакт. А вам могу предложить приложиться к земельке с той самой планеты, на которую 2000 лет назад приходил Сын Божий.

Reply

на которую приходил erundelle January 8 2014, 14:51:24 UTC
И создал. :)

Reply

lepus_audax January 8 2014, 15:03:24 UTC
Камушки и водичка ‐‐ это НЕ артефакты, НЕ реликвии, это паломнические сувениры, евлогии. Предметы (не вещества, из которых они состоят, а сами предметы), связанные с земной жизнью Спасителя и Богородицы ‐‐ это почитаемые реликвии. Я не понимаю, что в этом непонятного :)
Если кто‐то относится к таким артефактам, как к идолам, ‐‐ то это уже его персональная проблема.

Reply

desna_city January 8 2014, 15:08:17 UTC
вся штука в том, что значит - относиться как к идолам?
Своими глазами я пока что вижу, что к предмету, к которому (как утверждается) прикасался Спаситель, воздается такая же честь, как иконам и мощам - есть тропарь, к ним прикладываются.
Есть ли основания воздавать этому предмету ту же честь?

Reply

lepus_audax January 8 2014, 15:26:30 UTC
Я думаю, что тут аналогия не с иконами, которые суть воспроизводимые реликвии, в которых главную роль играет зрительный образ, а с мощами, которые суть невоспроизводимые реликвии. В последнем случае да, почему же нет? В подлинности мощей мы ведь тоже не всегда уверены, но прикладываемся к ним в знак нашего почитания святого.

Reply

desna_city January 8 2014, 15:28:59 UTC
однако этому есть объяснение на уровне Собора. Все же тела суть храмы Духа и т.д.

Здесь же эта мотивировка провисает

Reply

silenza January 8 2014, 20:19:46 UTC
Интересная мысль - из которой логически следует, что за неимением мощей святого можно с тем же результатом приложиться к любому покойнику...

Reply

desna_city January 8 2014, 20:27:09 UTC
ну все же какой Дух жил в святых, нам известно. А вот в случайно выбранном покойнике...

Reply

thomas_cranmer January 8 2014, 15:25:17 UTC
*то это уже его персональная проблема*

Так ведь вам же никто не препятствует к оным предметам ходить и их целовать. Просто лично мне, и многим другим, сия практика кажется бессмысленной, а ее использование церковными (и не только) властями - бесчестной манипуляцией и подменой ценностей. И таки да, я лично считаю "дары волхвов" фальшивкой и по факту (т.е. это средневековая подделка), и по сути (даже будь они подлинными, никакой ценности кроме исторической в них нет).

Reply


Leave a comment

Up