Тут, конечно, напрашивается в качестве предвидимого роскошный ответ "а христиане и должны быть гонимы" и всякая такая апокалиптика.
Правильный ответ, мне кажется, другой. Если (допустим на минуту) я считаю, что именно будучи христианином должен требовать репрессий для кого-то, то соображения о том, что это требование может доставить мне какие-то неприятности (например, вызвать репрессии против меня самого), очевидно ничтожны. Поскольку долг не сообразуется с пользой.
Без разницы. Пусть погибнет мир, но восторжествует справедливость (в смысле, какую бы огромную пользу мне или всему человечеству ни принесла моя несправедливость, я все же не вправе ее совершить). Это этически безупречная позиция.
Да, кубический конь, т.е. здесь этика редуцируется к своему основанию. Я не вижу другой возможности строго обсуждать что бы то ни было (в том числе этику), кроме привлечения вот таких кубических коней. Эгоизма здесь нет, т.к. в центр кладется надличностный долг, а не мое "я". Эгоизм может иметь место как раз при учете соображений "пользы", но не долга.
Тогда теряет значение и Ваша апелляция к золотому правилу. Если этика сводится к вне-этическим основаниям, то на них и следует ссылаться. Иначе получается манипуляция.
Этика, конечно же, не сводится к внеэтическим основаниям в том смысле, что обосновывается чем-то внеэтическим или внеразумным. По крайней мере, об этом нельзя ничего сказать. Я о другом: как раз о сбое разумности (и моральности) из-за внерациональных причин.
Вы не показали, что в случае "требования репрессий по принципу непохожести" имеет место именно моральный сбой. По крайней мере, я не вижу в этом треде внятного ответа на мое исходное возражение.
Я вижу тут сбой разумности. "Само существование непохожих рушит мироздание" - так можно обозначить идейное обоснование репрессий. И даже если оставить в стороне объективную, мягко говоря, ее сомнительность, то все равно получается дурь. Ведь эта установка не является в настоящее время всеобщим консенсусом. Разумным было бы сначала пытаться отстаивать ее, а потом требовать репрессий. А так репрессий требуют у сообщества, не разделяющего обосновывающую их идею.
Я здесь опираюсь на Канта ("Основы метафизики нравственности"): "долг есть необходимость [совершения] поступка из уважения к закону" (имеется в виду нравственный закон).
Правильный ответ, мне кажется, другой. Если (допустим на минуту) я считаю, что именно будучи христианином должен требовать репрессий для кого-то, то соображения о том, что это требование может доставить мне какие-то неприятности (например, вызвать репрессии против меня самого), очевидно ничтожны. Поскольку долг не сообразуется с пользой.
Т.е. золотое правило не применимо в этом случае.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
"Само существование непохожих рушит мироздание" - так можно обозначить идейное обоснование репрессий.
И даже если оставить в стороне объективную, мягко говоря, ее сомнительность, то все равно получается дурь. Ведь эта установка не является в настоящее время всеобщим консенсусом.
Разумным было бы сначала пытаться отстаивать ее, а потом требовать репрессий. А так репрессий требуют у сообщества, не разделяющего обосновывающую их идею.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment