Выскажусь и я "про это". Но на самом деле совсем даже про "то" :)

May 29, 2013 15:09

Ну вот вопрос: есть в христианстве представление о том, что некое известное "это" - грех? Есть, куда деться ( Read more... )

размышления, злободневное, вопрос

Leave a comment

trombicula May 29 2013, 11:48:17 UTC
Тут, конечно, напрашивается в качестве предвидимого роскошный ответ "а христиане и должны быть гонимы" и всякая такая апокалиптика.

Правильный ответ, мне кажется, другой. Если (допустим на минуту) я считаю, что именно будучи христианином должен требовать репрессий для кого-то, то соображения о том, что это требование может доставить мне какие-то неприятности (например, вызвать репрессии против меня самого), очевидно ничтожны. Поскольку долг не сообразуется с пользой.

Т.е. золотое правило не применимо в этом случае.

Reply

dmatveev May 29 2013, 11:51:04 UTC
Это интересный поворот. Но тут ведь даже не обо мне лично речь, а о Церкви. Я жаждой репрессий приближаю репрессии на всех, в принципе.

Reply

trombicula May 29 2013, 11:55:15 UTC
Без разницы. Пусть погибнет мир, но восторжествует справедливость (в смысле, какую бы огромную пользу мне или всему человечеству ни принесла моя несправедливость, я все же не вправе ее совершить). Это этически безупречная позиция.

Reply

thomas_cranmer May 29 2013, 11:57:06 UTC
Эта этически безупречная позиция - кубический конь в вакууме. Я уж молчу про то, что она эгоистична насквозь, и уже поэтому ни разу не безупречна.

Reply

trombicula May 29 2013, 12:05:40 UTC
Да, кубический конь, т.е. здесь этика редуцируется к своему основанию. Я не вижу другой возможности строго обсуждать что бы то ни было (в том числе этику), кроме привлечения вот таких кубических коней. Эгоизма здесь нет, т.к. в центр кладется надличностный долг, а не мое "я". Эгоизм может иметь место как раз при учете соображений "пользы", но не долга.

Reply

dmatveev May 29 2013, 12:10:51 UTC
Эгоцентризм тут в том, что человек живет в современном мире, а мыслит как будто находится в коконе прошлого. Не соотносится с реальностью.

Reply

trombicula May 29 2013, 12:15:59 UTC
Это, вроде бы, уже другая тема. Кто как мыслит, у кого какое мировоззрение и т.п. С этикой тут уже нет непосредственной связи.

Reply

dmatveev May 29 2013, 12:18:40 UTC
Я думаю, не то чтобы нет связи (человек един), а просто первично - не этическое. Но оно дает результат и в этике.

Reply

trombicula May 29 2013, 12:32:11 UTC
Тогда теряет значение и Ваша апелляция к золотому правилу. Если этика сводится к вне-этическим основаниям, то на них и следует ссылаться. Иначе получается манипуляция.

Reply

dmatveev May 29 2013, 18:50:29 UTC
Этика, конечно же, не сводится к внеэтическим основаниям в том смысле, что обосновывается чем-то внеэтическим или внеразумным. По крайней мере, об этом нельзя ничего сказать. Я о другом: как раз о сбое разумности (и моральности) из-за внерациональных причин.

Reply

trombicula May 30 2013, 10:47:57 UTC
Вы не показали, что в случае "требования репрессий по принципу непохожести" имеет место именно моральный сбой. По крайней мере, я не вижу в этом треде внятного ответа на мое исходное возражение.

Reply

dmatveev May 30 2013, 21:37:25 UTC
Я вижу тут сбой разумности.
"Само существование непохожих рушит мироздание" - так можно обозначить идейное обоснование репрессий.
И даже если оставить в стороне объективную, мягко говоря, ее сомнительность, то все равно получается дурь. Ведь эта установка не является в настоящее время всеобщим консенсусом.
Разумным было бы сначала пытаться отстаивать ее, а потом требовать репрессий. А так репрессий требуют у сообщества, не разделяющего обосновывающую их идею.

Reply

thomas_cranmer May 29 2013, 12:20:01 UTC
А что такое долг? Это либо психологическая защита от чувства несвободы, либо способ самолюбования. Ну, либо ещё один синоним к слову "польза".

Reply

trombicula May 29 2013, 12:28:09 UTC
Я здесь опираюсь на Канта ("Основы метафизики нравственности"): "долг есть необходимость [совершения] поступка из уважения к закону" (имеется в виду нравственный закон).

Reply

dmatveev May 29 2013, 21:28:19 UTC
Вот большие сомнения есть по поводу того, что эта нетерпимость кантиански мотивирована :)

Reply

trombicula May 30 2013, 10:50:53 UTC
Нетерпимость - вряд ли, а вот отношение к своей нетерпимости вполне может быть стопроцентно моральным. Если нетерпимость понимается как долг.

Reply


Leave a comment

Up