Первая часть Вторая частьОколо 1000лет невозможно было быть православным и не иметь постоянного духовника. Духовничество было обязательной дисциплиной для христианина, но оказалось, что работать оно, как единая всеобъемлющая система, могло лишь в средневековом архаическом обществе. Многие правила уходят со временем, но Евангелие остаётся. Например, когда-то под страхом развода священник не мог исповедовать свою супругу ( т.к. принцип не совмещать духовное родство с плотским был строго соблюдаем) теперь же многие пастыри даже и не слышали о таких правилах.
«Консерваторы» видят залог сохранения церкви в сохранении правил и «преданий старцев». Любое новшество кажется им опасным, а спасительным - погружение в традицию, точнее, традиционалистские формы, причём, «глубина» погружения может быть различной: кому-то ближе 19й век , кому-то 16й. В любом случае, непонятым остаётся , что создаётся иллюзия, а не подлинное погружение в живую традицию . Но , а если попытаться? Тогда начнёшь цитировать не понимая: «Без духовника нет спасения» и в страхе начнёшь либо изображать духовника( для священства), либо духовное чадо( для мирян). В практике церкви 20го века такое поклонение форме стало довольно распространённым. Обычно его называют младостарчеством, но шире и правильнее назвать это лжедуховничеством, игрой, подделкой, пародией . Послушание в любви и воздержании здесь превращается в культ страха и пафосного самоистязания. Люди приходят к этому часто в период неофитства , не мало людей костенеют в этом , считая этот искусственный мир комфортным и уютным «прибежищем» от тяжёлой реальности решений и перемен. Похмелье от этого бывает тяжёлым: под бременем такого "пастырства" люди доходят до состояний патологических:до безумия и страшных семейных и личностных трагедий, при этом, постоянно боятся "обидеть бытюшку" или уйти и тем "потерять спасение". Такие люди очень удобны церковно-административной системе, поэтому вся борьба с младостарчеством заканчивается исключительно разговорами. Строгие меры по борьбе с этой крайней формой лжедуховничества предлагал лишь покойный митрополит Антоний Блум, а он, как известно, и был самым «несистемным» митрополитом. И мы видим, что тоталитарные, умеющие подчинить себе большое количество народа , умело использующие их в хозяйственной жизни «популярные духовники» обычно делают хорошую карьеру , если, конечно, не идут открыто против священноначалия. А в среде священноначалия вчерашние "свободомыслящие" владыки неожиданно начинают опираться именно на таких мирян и их "духовников".
Всё вышесказанное никак не значит, что духовничества сейчас быть не может. Исключения всегда подтверждают правило. Есть подлинные духовники, они не притягивают открыто или исподволь людей под свою власть, не нагружают «бременами тяжёлыми и неудобоносимыми». Далеко не каждый священник готов на такое, ведь руководствоваться приходиться не правилами и формой , дисциплина потеряла свою силу. Духовный отец и батюшка, способный дать совет, чуткий и разбирающийся в психологии , хоть и однонаправленно , но не одно и то же. Неложный опыт молитвы, как и опытность во многом, понимание сложных жизненных и внутричеловеческих ситуаций, умение разбирать их через любовь - вот что необходимо священнику, дерзающему быть духовником, а не просто принимающим исповедь батюшкой. Не каждый священник способен быть практикующим экзарцистом, так же не каждый может быть настоящим духовным отцом.
Для обычных же священников хорош принцип: Не знаешь как поступить? Поступай по любви. Духовничество - хорошее средство в хороших руках, но совершенно необязательное для всех и всегда.