Сразу замечу: здесь мы будем говорить о духовнической практике мирян.
Сначала очень краткий экскурс в историю.
Есть замечательная книга , написанная больше 100 лет назад
«Древнерусский духовник» Смирновым. В ней говорится о правилах и порядках отношений с духовником на Руси. Книга обширна по материалу и рассматриваемым аспектам, в ней много интересного. Власть духовника была велика, случалось, от причастия были отлучаемы даже всесильные князья и тем принуждаемы к покаянию почти публичному за злодеяния ( все ведь понимали, почему князь не причащается) . Человек мог выбирать себе духовника, борьба со староверами уничтожила эту возможность , духовником стал считаться в обязательном порядке священник храма, прихожанином которого человек являлся, фактически, это уничтожило древнюю духовническую практику. Организованная сверху она потеряла жизнеспособность , да и модернизированная Петром жизнь не способствовала её сохранению.
Тем ни менее, само духовничество осталось, хоть и власть духовника стала значительно сужена требованиями неограниченного подчинения власти ( духовников не доносивших на своих чад , замышлявших «государственные преступления» - ссылали, доносительство было вменено духовнику в обязанность ,вопреки строгому запрету древних канонов) , с другой, вольностями новой жизни. Само собой, в деревне этого было меньше, но была всё увеличивающаяся власть помещиков, которым священник был не указ . Духовник возмущённый поведением помещика, например, имевшего у себя целый горем дворовых девок для утех, или заставлявший венчаться помимо желания своих крепостных, едва ли мог найти поддержку хоть у светской власти, хоть у духовной, и рисковал сам оказаться в опале.
Морально придавленный и навязанный сверху духовник, таким образом, едва мог являться авторитетом, и духовничество порой уже напоминало повинность в чистом виде.
Конечно, не всё так однозначно. И были священники, стремившиеся добросовестно исполнять обязанности духовника. Зная всю семью чаще всего с детства, умный , опытный и чуткий священник всегда мог помочь, примирить и наставить.
Надо заметить, что духовник 18-19го века не мог и помыслить присвоить себе право , которое с такой лёгкостью присваиваю себе иные современные духовники, по своему «духовному» разумению кого-то женить или запрещать жениться. Всё это решалось без него: молодыми, семьёй, помещиком в худшем случае, а священник лишь благословлял уже произошедший выбор. Не благословить он мог только в случае явных канонических нарушений.
Ещё немаловажным будет заметить, что поскольку причащались в дореволюционной России обычно 4-5 раз в год , то и исповедовались обычно ( кроме случаев крайней необходимости) так же, т.е. практики еженедельных или, даже, ежемесячных исповедей не было.
Интерес к древним восточно-христианской аскетической литературе, начало которому положил прп. Паисий Величковский, и литургическое возрождение набравшее обороты во многом благодаря прав. Иоанну Кронштадскому принесли новые и разнонаправленные формы духовнической практики в жизнь русской церкви 19го начала 20 го века, от попытки создания «монашества в миру» с подчинением жизни такого монаха именно духовнику , а не церковной власти, до общей исповеди того же св. Иоанна Кронштадского.