Сага о прикорме

Dec 27, 2013 16:17

Задали вопрос про введение прикорма младенцам, у меня появился стимул обобщить опыт и сделать выводы, семья подарила мне свободный час, сейчас запишу все, что знаю и умею по этому поводу. Повешу здесь тоже, чтобы не потерять.

Итак, у меня есть опыт выращивания двух детей-искусственников и четырех грудничков, постепенного раскармливания дистрофика, снижения у ребенка лишнего веса.

С энергетической точки зрения еда - это важно, это источник жизненных сил, и любые нарушения метаболизма, пищевые аллергии и непереносимость каких-то продуктов обычно указывают на наличие у человека системных проблем. Ребенок в утробе питается за счет материнских ресурсов, в первые полгода жизни в идеале тоже не получает ничего, кроме материнского молока. А потом начинается интересное - мать постепенно включает ребенка в общесемейный круг, учит запитываться напрямую от других источников. Это тонкий и вдумчивый процесс, в который очень любят вмешиваться посторонние разной степени близости*.

Для себя я приняла следующие аксиомы:
1. Лет до двух ребенок вполне может обойтись только грудным молоком. Цель введения прикорма - не накормить ребенка, а научить его добывать подходящую пищу, взаимодействовать по этому поводу с другими людьми, выбирать из различных вариантов, отбраковывать несъедобное, пользоваться столовыми приборами, прожевывать и переваривать еду, чувствовать голод и насыщение, различать вкусы, в общем, сформировать пищевые и социальные навыки, с которыми ему потом жить всю жизнь.
2. Я не кормлю никого консервами в нормальных условиях. Я не вижу ничего страшного в том, чтобы в поездке съесть растворимых химикалиев, но не представляю себе семейный обед, во время которого мы открываем коробочки с дошираком и передаем по кругу чайник с кипятком. По этой причине я не покупаю детские баночки и коробочки с кашами и пюре (вообще при виде детского питания мне всегда кажется, что ЭТО уже кто-то ел). Еще есть такой момент - за 20 с лишним лет детовыращивания я стала свидетелем уймы скандалов, связанных с отзывом партий детского питания того или иного производителя. Если бы у меня на кухне с такой периодичностью в еду попадало битое стекло или крысиный яд, я бы это сейчас не писала. В общем, я не верю в экологически чистые продукты, выращиваемые на Марсе специально для детей, а верю своим глазам, рукам  и носу, а также ближайшему рынку.

После серии проб и ошибок, допущенных в процессе выращивания двух старших детей, я пришла к методу, который сейчас кажется мне оптимальным. Сева, Женя и Петя (11, 10 лет и 3 года) лопают все, не страдают аллергиями, в то же время они не имеют лишнего веса, потому что точно знают, когда надо остановиться, и лишнего не съедают (неоднократно проверено за праздничным столом). Их рацион сильно меняется в зависимости от времени года и физической нагрузки, они регулируют его сами. Буквально ко мне регулярно ходят делегации с мессаджем типа «Хотим отбивных!» или «Винегрет в студию!»

Зойка сейчас в процессе вчеловечивания, но она известная жрунья с толстым попом и круглыми щеками, не вызывающая ни у кого подозрений в недокормленности, а вот по поводу Петра, который был мелкий, тощий и шустрый, мне изрядно ели мозг. Теперь, правда, он тоже остепенился.

Что я делаю в процессе. С 6 месяцев я сажаю ребенка за стол к себе на колени каждый раз, когда сажусь сама. Я допускаю, что ребенок возьмет любой предмет со стола, съедобный или нет, и будет его мусолить и облизывать. Сначала я смогу регулировать этот процесс, но чуть позже, ближе к году, я уже не буду успевать отбирать неподходящее, то есть к тому времени на столе остаются только те вещи, которые отвечают следующим требованиям:
1. Чистое или съедобное. То есть у меня не вызывает брезгливости, я готова это облизать или съесть.
2. Благословенное. Это важно. Обряд благословения пищи существовал практически во всех культурах. Я не использую определенного обряда, но считаю обязательным сказать доброе слово про любую еду, попадающую на стол. Если мне сказать нечего, то этой еде на столе не место**.

А дальше я не очень отслеживаю процесс. Не измельчаю, не остужаю, не адаптирую общую еду, понимая, что в нашей семье питаются вот так, и ребенку предстоит питаться так же. Не прячу острое и горячее, потому что с этим надо уметь обращаться. Но помню, что еда - это ценность, если начинается плевательство и кидательство (не неловкость, а намеренное баловство***), то моментально отпускаю на пол погулять и развеяться. А! Еще важно - я обязательно съедаю хоть кусочек того, что попробовал ребенок. Думаю, это связано с ферментами, которые присутствуют в грудном молоке, но те продукты, которые дети научились переваривать с моей помощью, будучи грудными, в дальнейшем составляют основу их рациона, воспринимаются ими как естественные, вкусные-полезные и все такоэ. Поэтому я стараюсь на этом этапе максимально разнообразить меню, не забыть научить есть морскую рыбу, морепродукты, всякие экзотические фрукты-овощи и т.д. Впрочем, это все происходит обычно на втором году жизни, и времени для этого там вполне достаточно.

Итак, по порядку
6-9 месяцев. Интерес в основном предметный, пищевой только потихоньку начинает появляться. Учимся пить из чашки (воду и компот из сухофруктов без сахара), хватать кусок и попадать им в рот, не цапать горячее и не размахивать острым. По итогам приобретается важный навык - умение выразить намерение «да, мне это нравится, и я хочу это съесть» либо «не, че-то не то…». Любые сомнения решаются в пользу мамы, еда отбирается и с удовольствием съедается на глазах изумленной публики. Если внутрь подрастающего организма в результате попало 2 молекулы еды - очень хорошо, если нет - еще лучше, в следующий раз будет определеннее выражать намерение. По моему опыту, еда, прошедшая через эти три фильтра (нравится маме, благословлена, хочется ребенку) никогда не вызывает аллергий или желудочно-кишечных расстройств. Просто ее сначала немного, но там много и не надо. А потом список естественным образом расширяется, потому что мама тоже человек и хочет всякого вкусного.

9-12 месяцев это как раз время расширения рациона, экспериментов с консистенциями и фактурами, вкусами и запахами. За столом в это время бывает очень грязно,  но если этого избежать с помощью всяких поильников-кормильников-непроливаек-непромокаек, мне кажется, можно сильно обделить ребенка***. Сейчас, в 13 месяцев, Зойка может облиться по неосторожности, но вообще старается есть аккуратно, она уже начушковалась. Это очень неравномерное время, ребенок то съедает изрядную порцию, то отказывается от еды напрочь, там много скачков роста, зубы, все дела. Часто именно в этом возрасте детей начинают кормить с песнями, плясками и уговорами, и потом не могут остановиться (неоднократно видела мам, уговаривавших 12-летних и старше детей скушать ложечку за маму) В общем, я продолжаю предлагать еду и методично отнимать ее. Если вдруг ребенок съел тарелку супа - это эксперимент, и это не значит, что ему теперь каждый день надо есть по тарелке супа. Вообще, при малейших признаках недомогания или любого нетипичного поведения я в первую очередь ребенка любого возраста прекращаю кормить и начинаю поить, грудного - молоком. Помогает от всего.

Ну, а дальше все так потихоньку и идет, просто в какой-то момент я понимаю, что пора готовить на одну порцию больше, надо уже учитывать и младшего члена семьи. Обычно это происходит в районе двух лет. Там уже встают в полный рост следующие вопросы - конфеты, чипсы, бабушкина еда и т.д.

* Ко мне пришла метафора по поводу вмешательства посторонних. Я сейчас учу Петьку плавать. Мы с ним плаваем уже больше трех лет, я знаю, в каком он настроении и состоянии, я держу его в воде, я чувствую его дыхание и сердцебиение, тонус мышц и вектор движения. Но к нам постоянно подходят люди и говорят разное: «Что Вы делаете, Вы его утопите!», «Отпусти его, он сам поплывет», «А вот я своего в нарукавниках надувных купала, он сначала орал, а потом привык», «Детям до пяти лет вообще в бассейн нельзя, тут хлорка» и так далее. Я искренне улыбаюсь и благодарю - люди желают мне и Петьке добра, кормят нас своим вниманием. Это все, что я могу. Топить, спасать, одевать нарукавники или уходить из бассейна я не могу, да и незачем.

** Мне очень легко благословить (то есть найти, что сказать хорошего) про любую самодельную еду. Ну, типа «Пирог у нас сегодня румяный получился» или «Смотри, какой веселый супчик с морковкой». Сложнее благословить колбасу, но тоже можно: «Какую замечательную колбаску нам папа купил». Если получается фальшиво, так что мне самой ухо режет, значит не судьба.

*** Здесь нет противоречия. Очень заметна разница между ребенком, исследующим некоторую еду и полностью поглощенным этим процессом, и ребенком наевшимся и начавшим от скуки еду разливать и раскидывать.
Previous post Next post
Up