Судоподъемник Красноярской ГЭС

Jan 13, 2012 22:39

Судоподъёмник красноярского гидроузла на реке Енисей сооружён в 1976 году и запущен в эксплуатацию в 1982. Это единственный в России судоподъёмник. Он расположен в месте примыкания плотины Красноярской гидроэлектростанции (высота которой превышает 100 метров) к левому берегу реки Енисей.
Судоподъемник в действии - невероятное зрелище. Особенно, когда стоишь под эстакадой, и махина в восемь тысяч тонн величественно проплывает над твоей головой, поливая водичкой из Енисея.





1. Строительство Красноярского судоподъемника началось в 1963 году и длилось почти десять лет.



2. Строительство было вызвано необходимостью восстановить судоходство по Енисею, прекращенное с возведением в русле реки плотины Красноярской ГЭС.



3. Красноярская ГЭС - вторая по мощности в России. Ее гравитационная бетонная плотина впечатляет - длина 1065 метров и высота 124 метра.



4. Судоподъёмник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, самого подъёмника и поворотного круга в верхнем бьефе. Внизу стоит баржа с первой партией тяжеловесных крупногабаритных узлов для гидроагрегатов Саяно-Шушенской гидроэлектростанции, которая расположена выше по Енисею.



5. Подъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление.



6. Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги (850 тонн).



7.



8. Перепад уровней между нижним и верхним бьефом - 104 метра (больше, чем 30-этажный дом).



9. Скорость движения подъемника - 20 метров в минуту или 1,2 км/ч. Для масштаба, внизу стоят рабочие, на которых медленно съезжает 4500 тонны - это вес камеры без воды.



10. Для погрузки судна в подъемник, платформа опускается ниже уровня воды. Если вы захотите переправить свой кораблик через плотину Красноярской ГЭС, приготовьте 120 тысяч рублей.



11. Тяговые усилия для передвижения камеры по судовозным путям создаются с помощью 156 радиально-поршневых судомоторов мощностью до 75 кВт с расходом на 1 оборот - 16 л.



12. Заполнение судовозной камеры водой. Судоподъемник транспортирует суда грузоподъемностью до 1500 тонн, с габаритами 78х15 метров и осадкой в 1,9 метра.



13. Полная эксплуатационная длина с подводными участками - 1510 метров. Буксир заводит баржу с рабочими колесами гидротурбин в шлюз судовозной камеры.



14. Баржа заходит в камеру и поднимается вместе с водой, на плаву.



15.



16. Баржа в камере. Все готово к подъему.
Такое ощущение, что токоприемники сняли с вагона электрички )



17. Вид на Красноярскую ГЭС. Мощность станции - 6000 МВт. Среднегодовая выработка электроэнергии - 20,4 млрд кВт·ч. В здании ГЭС установлено 12 радиально-осевых гидроагрегатов мощностью по 500 МВт, работающих при расчётном напоре 93 м. Про станцию будет отдельный репортаж.



18. Железнодорожный переезд. Снизу медленно ползет груженый подъемник. Я и gelio-nsk, задыхаясь и обливаясь потом, бегом-бегом меняем локации для съемки. Давно я так не бегал, да тем более, в горку.




Увеличить изображение


19. Снова бегом вниз к эстакаде. Пошел дождь.



20. Я решил спрятаться от дождя под подъемником, но меня еще больше залило водой.



21. И опять пробежка обратно к переезду. Только там можно вплотную подойти к подъемнику и никто не будет ругаться.



22. gelio-nsk и 8000 тонн.



23.



24. Погода менялась стремительно.



25. Эстакада.



26. И снова вверх к поворотному устройству, которое предназначено для перевода судовозной камеры из одного бьефа в другой или на ремонтно-монтажную площадку.



27. Длина поворотного устройства - 104,6 м. Окружная скорость поворота по радиусу круговых путей - 20 метров в минуту.




Увеличить изображение


Небольшое видео:

image Click to view



28. В 2011 году ОАО "РусГидро" начало реализацию второго этапа восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, в ходе которого в машинном зале станции будут установлены десять новых гидроагрегатов. 17 июня 2011 года первая партия тяжеловесных крупногабаритных узлов для гидроагрегатов СШГЭС была погружена в Санкт-Петербурге. Это три рабочих колеса гидротурбин, три маслованны подпятника и остовы роторов. Общий вес груза - 537 тонн.



29. Груз проследовал по Ладожскому и Онежскому озерам, через Беломорско-Балтийский канал вышел в Белое море, а далее, преодолев Северный морской путь, добрался до Енисея. В Красноярском речном порту оборудование было перегружено на речную баржу, которой было необходимо преодолеть судоподъемник Красноярской ГЭС. Что и было успешно осуществлено в день нашей съемки!



Спасибо ОАО "РусГидро" за организацию поездки!

Репортаж gelio-nsk: http://gelio-nsk.livejournal.com/149891.html

Мои другие репортажи на тему ГЭС:
Каскад Чирюртских ГЭС
Богучанская ГЭС
Загорская ГАЭС
Майнская ГЭС
Саяно-Шушенская ГЭС. Часть II
Саяно-Шушенская ГЭС. Часть I

Каталог всех моих записей в блоге






Дмитрий Чистопрудов, фотоагентство Vostok. По вопросам проведения съемок пишите на электронную почту mail@vostokphotos.ru

Енисей, Красноярская ГЭС, Судоподъемник, Промзона, Россия, Производственный репортаж, Красноярский край

Previous post Next post
Up