Jan 18, 2018 11:32
При подготовке романа "Великий мертвый" я прочел порядка двухсот научных и научно-популярных работ по устройству индейских сообществ 15-19 веков, а потому общее впечатление составить сумел.
В Америке к приходу европейцев были налицо все уровни развития племен - от диких амазонцев до империи ацтеков. Америка оказалась великолепным полигоном, на котором даже в 19 веке можно было напрямую изучать присущие ранним стадиям развития сообществ особенности. Этнография как живая археология.
Морган, а за ним и Энгельс подчеркивают, что системы родства и типы отношений у ирокезов точно отражают древнеафинское устройство. В Мексике по факту была позднеантичная империя с пантеоном богов с богородицей и самым главным богом наверху, развитой промышленностью, великолепной архитектурой, школами, колледжами для подготовки чиновников, библиотеками и даже учебниками для каждого ребенка. Бумагу для книг делали из кактуса.
Воевала ацтекская империя к приходу европейцев только с одним племенем, родственным высшему клану империи. Человеческие жертвоприношения были. Была единая казна и универсальное платежное средство - бобы какао. Ацтеки уже плавили металл, имели развитую преимущественно речную торговлю, но уже выходили и в море - под прямым парусом. Лодки-долбленки, доску ацтеки делать не умели. Общество было поделено на племена-касты, среди которых ацтеки были высшей кастой и делились на четыре военных ордена. Император Мотекусома имел гарем из принцесс от каждого племени, и когда Кортес захватил этот гарем, его безоговорочно признали императором.
Каждый город имел в центре три главных строения: светский дворец, храм и между ними - стадион.
Представители племен (около 400) постоянно в находились в столице и все общие вопросы решали сообща. Нерешаемые вопросы решали жребием через игру на стадионе, - чья команда победила, тот и прав перед лицом богов. Были ежегодные взносы племен в общую казну, однако налогами эти взносы назвать сложно. Учет был хорошо развит.
Когда племена ссорились, это порой приводило к геноциду, поэтому старались не ссориться, а за убитых выплачивали щедрый аналог русской виры - штрафа за убийство. Так выходило в сотни раз дешевле и проще. Своих племя не выдавало.
Армия у ацтеков была, ацтеки и были воинской кастой из четырех орденов, великолепно подготовленной, но боевые действия происходили в случае приграничных конфликтов, а собственно войны носили ритуальный характер, это был коллективный поединок с целью показать свою храбрость и воинское мастерство и взять в плен тех, кого чуть позже принесут в жертву богам.
В Мексике было развитое сельское хозяйство с очень сложными технологиями, например, плавучие грядки (чинампы). Собирали несколько урожаев в году, умели выращивать на одной грядке по два типа растений одновременно.
Человеческое мясо ели, но редко - в ритуальных целях.
Но многого и не было.
Не было военных походов типа гуннских и монгольских - вообще не было, ни у кого.
Не было походов через весь материк с целью водрузить свой флаг на самом краю света.
Не было отношений данничества.
Не было рабства - только почетные пленные, предназначенные для принесения в жертву богам.
Не было принудительного труда вообще - как явления. Но и бездельников как явления не было.
Не было нищеты, крестьянин жил в условиях лучших, чем у благородного сеньора в Испании: дома больше, потолки выше, улицы чище, люди счастливее и здоровее.
Это устройство общества можно было бы назвать кастовым социализмом. Мексиканцы определенно проигрывали испанцам, особенно в части скорости принятия решений - все следовало согласовать меж племен, и на это уходило драгоценное в условиях войны время. Испанцы достаточно легко и быстро подчиняли племена, индейцы не могли отстоять свои права, не было сильного переговорного понятийного аппарата, и мятежи против испанцев оборачивались резней и лишь изредка - переговорами.
Ни из чего не следует, что в Европе до времен поздней античности было как-то иначе.
Массу важных деталей (например, было ли, помимо торговли, ссудное дело) установить уже невозможно: мексиканские библиотеки были уничтожены целиком, планомерно, по всей стране, до последней книги.