МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ. Методика Домана.

Aug 11, 2011 02:00



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Как бы не хотелось замечать, но на улице август, и скоро нас всех накроют детсадовские и школьные проблемы наших обожаемых деток. Родительские заботы понятны: ГДЕ, КАК воспитывать и образовывать малыша? ДОСТОЙНАЯ подготовка ребенка к обучению в школе - залог благополучия, успеха, сохранения физического и психоэмоционального здоровья малыша и родительской нервной системы.
Имея большой просто ОГРОМНЫЙ положительный опыт подготовки детей к школе, могу сказать - только КОМПЛЕКСНОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ развитие ребенка поможет ему достойно шагнуть на порог школы. Я писала уже в своем блоге об особенностях подготовки ребенка к школе (пост от 22 ноября 2010 "Первоклассные родители"). Планирую в ближайшее времявернуться к непосредственному описанию некоторых практических заданий для успешной подготовки детей к школе.
Сегодня хочу рассказать об ОБУЧЕНИИ детей ЧТЕНИЮ. Да, наши школы хотят получить уже читающего первоклашку, и как бы мы к этому не относились, учить читать ребенка нужно.
В данное время существует три достаточно известных методики: по букварю Жуковой Н.С. (классика), кубики Зайцева, методика раннего развития ребенка американского ученого Глена Домана.
Как указывает автор,домановскую методику обучения ребенка чтению можно применять с 3-х месяцев. Изготавливается набор карточек со словами, написанными крупными буквами (из моего опыта: прежде слова, обозначающие название окружающих предметов, частей тела, продуктов питания, настроения, т.е. все то, что находится в поле зрения малыша). Сейчас появились готовые наборы по данной методике. Самое важное здесь, при показе одной карточки включать все АНАЛИЗАТОРЫ. Малыш должен слово видеть, слышать, трогать предмет, обозначающий данное слово, нюхать, попробовать на вкус (если это продукт)… То есть чем больше анализаторов включается в распознавания слова, тем лучше. Н-Р, слово СВЕТ. Его нужно будет подавать, ярко включая свет и подобрав специальное музыкальное сопровождение. Малыш должен чувствовать, что лампочка яркая и теплая. Слово ВОДА-демонстрация льющейся воды, звуки воды,игры с водой, купание в воде и т.д. Слово ТИГР-мягкая игрушка, звукоподражание, картинка, узнавание среди других зверей. Но при этом постоянно не забываем показывать написанное на карточке соответствующее слово. Рекомендуется карточки показывать по 2-3 сек.
три раза в день.
Я не агитирую за применение данной методики, а просто рассказываю, что это имеет место быть, и современные родители иногда спрашивают об этом. В своей практике я пыталась использовать данную методику с ребенком 2-лет (по просьбе родителей). Я заранее предупредила их о тех минусах, которые, по моему мнению, здесь имеются. Ведь обучение ребенка навыкам чтения не есть самоцель. Нам необходимо, чтобы ребенок освоил, прежде всего, звуковой анализ слов, тогда у него будет гарантированно правильная речь и устная, и письменная. Не будем лукавить, наверное, половина нашего населения безграмотна, и даже на гуманитарных факультетах, там где СЛОВО- профессия, студенты сдают экзамены с массой ошибок. Но не будем углубляться…
На мой взгляд, методика Домана прежде всего развивает зрительную и слуховую память, а наша задача- комплексное развитие малыша: внимание,восприятие, воображение, память (зрительная, слуховая), мышление… Положительный результат методики Домана- комплексное развитие анализаторов, обогащение словарного запаса.
Если вас интересует именно мое мнение, то при обучении ребенка чтению, прежде всего, пользуюсь букварем Жуковой. У букваря имеется гриф «Рекомендовано Министерством образования РФ», что в нашем море океане все дозволенной образовательной литературы очень важно. В букваре буквально поэтапно показано побуквенное слияние, и дети относительно легко переходят к послоговому чтению. В моей практике был случай, когда добрая бабушка начала учить с внуком буквы и заставляла читать ребенка, соответственно называя каждую букву, да еще с призвуком гласных. В общем, когда мы начали с ребенком читать, он «МЭКАЛ» и «БЭКАЛ» по полной. В течение года мальчик научился правильно читать и достаточно грамотно печатать (правда, занимались мы с Артемом по 3-4 раза в неделю). Понятно, что переучивать всегда труднее, чем научить сразу правильно.
Надеюсь, при желании Вы можете приобрести букварь Н.С. Жуковой. Вот несколько советов от автора букваря.

Совет первый: приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь дошкольника изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением (у логопеда желательно).
Совет второй: не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!!!
Совет третий: не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например СЭ,РЭ,ЭР и т.п.
Совет четвертый: имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки.
Совет пятый: поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту. Не торопите ребенка.

Я знакома с весьма успешным конечным результатам при обучении детей чтению по кубикам Зайцева (занимался преподаватель). При поступлении в школу дети достаточно быстро читают, правильно слышат заданное слово и правильно его печатают.
Ну и стандартный совет: ЧТЕНИЕ КНИГ ребенку- регулярное, систематическое, целенаправленное. Я уже писала о том, что считаю этот метод обучения и воспитания детей просто волшебным: ребенку сообщаются новые знания, обогащается словарный запас, формируется диалогическая и монологическая речь, новые интересы, нравственные представления, корректируется внимание, воображение, усидчивость, решаются психологические проблемы в диаде РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ (в общем все то, что необходимо будущему ученику). Не жалейте 20-25 минут своего вечернего времени, и Вы будете вознаграждены. Удачи.
P.S. В интернете Вы найдете подробную информацию о каждой методике.

Развитие и обучение детей

Previous post Next post
Up