о моей любви к Родине

Jun 04, 2014 13:58

Я очень не хотела об этом писать по целому ряду причин. Но напишу, что делать.

Меня спросили, что означает любовь к Родине, которую я "декларирую".

Из комментария на ФБ:

«…Объясни, пожалуйста, что такое любовь к родине, о которой ты в последнее время переодически пишешь. Я не гнусно докапываюсь, я просто не понимаю, что это значит в контексте. Родина - это березки и осины? Но тогда я не понимаю смысла деклараций. Родина любима, а потому ей все прощается? Родина любима, поэтому сердце кровью обливается когда за нее стыдно? Или любовь и стыд несовместимы? Или весь этот кошмар не имеет никакого отношения к морали, а политика - удел принципиальных? Я понимаю, что тебе больно, у тебя друзья и ты молишься. Я уверена, что друзья это ценят и что это в принципе прекрасно. Но про родину не понимаю. Возможно , это у меня баг такой в силу личных причин, но ты попробуй обьяснить, не сочти за труд».

Мне-то казалось, я вообще пишу очень тихо и ни о чем не заявляю. Ну что ж тут поделаешь, люди читают это как громкие
декларации, потому что сейчас вообще слишком много все кричат. Я понимаю.
И очень прошу вас представить, что следующие слова я пишу вполголоса.

Несколько слов о пространстве, из которого ныне возникают такие вопросы.

Сейчас в сознании планеты и бесчисленных ее представителей моя Родина сварилась с понятием "государство".

Это вылилось в ненависть к России, и эту ненависть мне физически трудно пережить.

Мне не нравятся никакие государства - с Древнего мира и по сию пору.

А еще больше мне не нравится, когда люди начинают общаться друг с другом как солдатики, принадлежащие каждый к своему государству.

Которые говорят друг с другом словами из новостей и аналитики своего государственного телевизора и чувствуют себя всего лишь правдоносцами, а больше - никем. Но считают, что на сегодняшний день этого достаточно. Что правдоискателями сегодня быть уже не надо. Потому что искать правду - это занятие на месяцы и годы. А мы, во-первых, живем в эпоху скоростей.

А во-вторых, мы очень ленивые, не любим ни в чём разбираться и всегда идем по пути наименьшего сопротивления.
А сейчас у нас созданы все условия, чтобы усвоить несколько политических утверждений, швырять их в бывших друзей и жить в черно-белом мире, чувствуя себя борцами за справедливость.

Я уважаю всякого, кто встал на активную позицию борьбы за справедливость, если только при этом он не оправдывает кровь невинно убиенных людей. Это его право и его жизнь.

Но в этой борьбе за справедливость люди не хотят друг друга понимать, разучились читать тексты друг друга - это легко увидеть, если почитать комментарии - человек пишет одно, а его слова интерпретируют совершенно по-другому.
Люди кричат друг на друга, и никто никого не слышит, и они кричат еще громче.
А тихие и сложные из агрессивной фейсбучной среды либо давно уже свалили, либо читают и плачут.

Теперь обо мне и о государстве.
На моем веку я видела много государственных дядек, которые вроде бы отвечали за мою Россию и передо мной, и перед миром.

Они были весьма разнообразны и одинаково от меня далеки. Они никогда не говорили правды, а поэтому в моей жизни - не имеют ровно никакого веса и значения.

С нежностью я вспоминала только одну государственную фигуру - Индиру Ганди. В моей жизни это была единственная бескорыстная и человеколюбивая фигура, которая была хоть как-то заметна всем и представляла какие-то ну уж очень романтические идеалы в нашем корыстном кровожадном мире.

Она плохо кончила, да еще, как мне тут люди подсказывают, была совсем не лапкой.

Для меня это - лишнее подтверждение тому, что «государственный вопрос» я для себя раскрыла правильно.

Так что теперь я вообще никогда не обсуждаю эти самые государственные вопросы, потому что само понятие "государство" для меня означает лживую, жадную, бесчеловечную машину, которая в зависимости от обстоятельств делает то или другое.

Которая вспоминает о маленьких людях только обдумывая свои корыстные политические расклады.

Я и эта машина - друг другу не нужны.  Я не хожу строем и не намерена этого делать в дальнейшем.

Такую позицию к вопросу о государстве мне привили люди - придающие моей жизни смысл, наряду с Родиной - родственники (а они у меня, как сейчас выражаются, ватники), соседи, сверстники, отдельные учителя, которые не отвечали за мое воспитание перед тем же государством, но зато отвечали перед собственной совестью. И сообразно их учению состоялась моя правда жизни.

Теперь все-таки о любви к Родине.

Чувству любви к Родине меня научили в провинциальном советском детском саду.

А в провинциальной советской школе мне рассказали, что Родину любили Пушкин, Толстой и миллионы, которые за нее воевали и погибли. Меня этому научили так хорошо, что я с этим чувством умру.

С тех пор Родина - это смысл моего существования.

Это моя жизнь, и мне абсолютно всё равно, плохой или хорошей ее считают другие люди. Извините за выражение, но Родина - это моя мать - эта затертая фраза для меня есть обстоятельство, благодаря которому я сейчас стою там, где я стою.

Для меня с одной стороны есть Родина, а с другой - смерть.

Напоминаю, что я пишу об этом совершенно спокойно и вполголоса.
Я вообще не думала, что мне когда-то придется писать словами такую очевидность.

Это земля, которая меня родила, воспитала, выучила и сделала такой, какая я есть.

Возможно, кого-то смущает, что я пишу слово "Родина" с большой буквы.

Извините великодушно, этому меня тоже научили в советской школе.

Там же меня научили интернационализму. И еще - не обижать слабого. Во всех смыслах этого выражения.
И лично я стараюсь никогда и никого не обижать, тем более - слабого.

Да, это чувство мне привили в школе при режиме, которого нет. И я вам больше скажу: я до сих пор страдаю, что моя детская мечта о коммунизме и братстве народов оказалась детской мечтой.

И в этом смысле - я самый что ни на есть стопроцентный совок и ватник.

И в этом смысле - меня уже никто не переделает, можно только отфрендить.

Родина - это я сама, только без мыслей о еде, колготках и банковской карточке.

Это волнующая субстанция моей души, которая заставляет меня смотреть вверх, размышлять о духовном пути и читать трудного Достоевского.

Березки-осинки? Да, конечно.

Всякий раз, когда мой самолет приземляется в московском аэропорту, и я начинаю различать речки и леса, я чувствую теплую, высокую, благодатную волну, захлестывающую мое сердце, которую и называю "чувство Родины".

То же чувство меня накрывает в любом месте России - в Мурманске, Тамбове, Владивостоке, когда я смотрю из окна поезда или автобуса. Это самое высокое и человеческое, что я способна почувствовать в своем сердце, так как же мне не говорить, что я люблю Родину?

Теперь про «стыдно». В начале апреля я написала в ФБ записочку для своих украинских друзей:

«Дорогие мои родные украинцы. Я всегда вас любила, а сейчас - еще крепче. Вы такие красивые люди, которые как бы специально созданы для любви и только для любви. Мне стыдно, что мне нечем вас поддержать, потому что я слабый, трусливый и мирный человек. Я только за вас молюсь, но стараюсь делать это изо всех сил, от всего сердца. Один Бог знает, как вам сейчас трудно. Сейчас такие времена, когда всё выглядит так, как будто Бога нет. И вера моя слабая и жалкая. Но я всё равно буду за вас молиться и не перестану вас любить.»

Простите меня. Больше мне нечего сказать.
Извините, если кого обидела.
Я люблю всех своих друзей, не отфрендила за последние месяцы ни одного человека - потому что уважаю их духовную и социальную жизнь и их позицию - никто из них не хочет крови и ада.
Но в моей жизни тоже есть вещи, которые для меня являются жизненно важными. И я надеюсь на взаимное уважение.

PS: Человек, который задал мне вопрос, сказал, что он спрашивал не об этом.
Я, в общем, действительно, человек туповатый и могу ответить не на то, о чем спрашивали. Особенно в нынешних обстоятельствах.

а) Родина любима, а потому ей все прощается?

Ты говоришь о действиях российского правительства, а я говорю о своей Родине. О том, хорошем, добром и светлом, что во мне есть и что воспитано во мне моей страной.
Я не могу назвать правительство России своей Родиной. Я не могу назвать государственную российскую машину своей Родиной.
И попыталась развести эти вещи, но, видимо, неудачно.

б) Родина любима, поэтому сердце кровью обливается когда за нее стыдно? Или любовь и стыд несовместимы?

Россия -  большая, мудрая и добрая. Потому что в ней живет огромное количество хороших людей, которых я люблю, без которых я не могу и за которых мне не стыдно. Моя Родина - это продавщица, которая мне говорит "на здоровье", девчонки-художницы, которые рисуют на стенах домов смешных детей, бабушки на лавке, которые не хотят, чтобы я переезжала, таджик, подметающий мой двор, который недавно стал со мной здороваться. Это мой мир, мои люди, и им - я нужна. А они нужны мне. И мне за них не стыдно.
Мне не стыдно за эту мою Родину. Мне стыдно за гопничество и беспредел, который у нас творится.
Но стыдно именно потому, что я знаю, что моя любимая Родина - большая, мудрая и добрая.

в) Или весь этот кошмар не имеет никакого отношения к морали, а политика - удел принципиальных?
Я и вправду не понимаю вопроса. Честное слово :( Политика - удел политиков. И политически активных граждан.
Я на чистом глазу не знаю, какое это имеет отношение к моральным ценностям и принципам. В моем мире моральные принципы выковываются в трудном и медленном процессе самовоспитания отдельно взятого человека. Для которого главное в этой жизни не бабки, а живые люди, любовь и Родина.

Больше я не знаю, как ответить. Извините меня.
Previous post Next post
Up