В Красноярске произошло знаковое событие, впервые наш город посетил специалист по транспорту высчайшего уровня, профессор Пермского политихнического университета Якимов Михаил Ростиславович. Знаковое, потому что никто в нашем городе не занимался транспортом профессионально, решения принимались на основании житейской мудрости, а результат порой был совсем неожиданный. Уже сейчас можно сказать, что этот визит был нам всем очень полезен, руководство города было очень заинтересовано и надеюсь в будущем прислушается к словам Михаила Ростиславовича, а я, подведя итоги, выделил несколько тезисов о текущей ситуации с транспортом в Красноярске.
Сначала немного о программе посещения и о том, где можно послушать и посмотреть всё, что рассказывал Якимов.
Первым был визит на Авторитетное радио. Платные парковки, многоуровневые развязки и другие заблуждения жителей города.
На следующий день прошло Пленарное заседание в рамках X Городского форума, на самом заседании ничего интересного не было, поговорили ни о чем и обо всём сразу, трансляции у меня, к сожалению нет, но поверьте, смотреть там не на что. Михаил Ростиславович был немного удивлен прозвучавшим вопросам, а формат мероприятия не позволил развернуто на них ответить.
Главное достижение - живой интерес со стороны Акбулатова и Титенкова (глава департамента городского хозяйства)
Сразу после пленарного заседания отправились на круглый стол в редакцию газеты "Городские новости", действующие лица: Коропачинский Александр Игоревич, Якимов Михаил Ростиславович, заместитель начальника ОГИБДД Васильев Роман Юрьевич, заместитель руководителя департамента транспорта Зуев Анатолий Владимирович и представитель РЖД, продвигающий идею городской электрички, ФИО не записал, увы. Удивительно, но это единственный раз, когда департамент транспорта принял хоть какое-то участие в обсуждении транспортных проблем, такое ощущение, что им это не особо интересно. Подробности можно будет прочитать в газете, но если коротко, то все ждут, что станет лучше, но никто ничего не делает.
Пообщались к компанией ТВК, подробностей не знаю, выпуск новостей будет сегодня (23.11.2014) в программе "Воскресные новости".
Запись тут.
И самым трудным, но самым полезным событием в плане понимания разницы подходов к транспорту у нас в городе и, в той же Перми, стала
пресс-конференция в Сибирском агенстве новостей. Михаил Ростиславич долго и нудно объяснял почему нельзя обсуждать конкретные решения, без понимания, что вообще происходит, понимание пришло только спустя 30 минут.
Теперь собственно сами тезисы:
1) В Красноярске нет системы управления транспортом. Департамент транспорта занимается автобусами, а платными парковками, велосипедными дорожками, трамвайными путями, дорогами, знаками и разметкой занимается Департамент городского хозяйства, хотя это совсем не их функция. В этой ситуации непонятно по каким критериям оценивается работа департаментов.
2) Главным критерием работы Департамента транспорта должно быть время транспортных корреспонденций. Чем оно меньше (с учетом всех видов транспорта, в том числе велосипедистов и пешеходов), тем лучше работает департамент.
3) Комплексная транспортная модель бесполезна, пока некому ею управлять и актуализировать. Обновление и уточнение данных должно вестись постоянно, пока что специалистов, которые могли бы это делать, в Красноярске нет.
4) Обсуждаются инструменты и способы решения проблем, вместо определения самих проблем и выработки системного подхода к их решению.
5) Эффективный способ упорядочить движение и снизить беспорядок на дорогах - использование знаков и разметки. Знаки у нас расположены хаотично, в недостаточном количестве, разметка практически полностью отсутствует. Потоки транспорта должны быть четко канализированы (распределены по полосам), с этим у нас тоже проблема.
6) Для введения платных парковок еще не создано нормативной базы, не урегулированы способы сбора оплаты, куда эти деньги пойдут и как будут расходоваться, фактических оснований для сбора штрафов нет.
7) В Красноярске очень много пустующих общественных пространств, большие разделительные полосы, широченные дороги, всё это используется крайне неэффективно.
8) Очень большая разница в средней стоимости личных автомобилей и подвижного состава общественного транспорта. Общественный транспорт находится в крайне изношенном состоянии, во время экскурсии по проспекту "Красноярский рабочий" у одного из трамваев отвалилась дверь.
9) Метро не панацея и даже не эффективный способ решения транспортных проблем. В Самаре и Екатеринбурге метро есть, но с транспортом там ничуть не лучше, а порой даже хуже, чем в Красноярске.
Это если коротко об итогах поездки. Якимов вообще был очень удивлен тем, что у нас в городе ещё остались детские заблуждения в плане транспорта, от которых, по его мнению, другие города-миллионники уже давно избавились. Хочется верить, что руководство города к этому прислушается и в скором будущем нас ждут перемены в лучшую сторону.
Большое спасибо Михаилу Ростиславовичу за визит в наш город, безусловно это был очень полезный опыт, лично я узнал для себя много нового и интересного, я видел как менялось отношение других людей к транспорту после общения со специалистом в этом деле.
UPD: Появилась запись эфира ТВК:
Воскресные новости. UPD2:
Круглый стол в Городских новостях. Итоги взяты вообще с потолка... Мы говорили о том, что нужно менять систему управления, сам подход к транспорту, что департаменты не должны отсиживаться, а активно действовать, что департамент транспорта должен заниматься транспортом и всем, что с ним связано, теми же парковками, знаками и разметкой.
Придется дополнительно комментировать эти итоги, чтобы сложилось правильное понимание.
Александр КОРОПАЧИНСКИЙ, депутат Красноярского городского Совета депутатов: - Увеличение цены бензина на два рубля повысит стоимость билета всего на 29 копеек.
Да, речь об этом шла, но не совсем понятно почему это итоговая мысль? Итоговой мыслью была необходимость кардинальных перемен в первую очередь в организации перевозок.
Михаил ЯКИМОВ, директор Института транспорта г. Пермь: - Сделайте тариф на эвакуацию 1000 рублей в час и улицы разгрузятся.
Попытка перефразировать привела к искажению смысла. Точную цитату не дам, но фраза была примерно такой: "Если у вас не хватает эвакуаторов, то поднимите тариф и у вас очередь из эвакуаторов будет". Это совсем не означает, что улицы автоматически разгрузятся.
Виталий ЧЕУСОВ, общественник, член рабочей группы по КТС:
- Я на общественный транспорт не пересяду.
Забавный вывод был сделан из моей речи о том, что пока общественный транспорт едет в 1,5-2 раза дольше, чем личный автомобиль и при этом в автобусах не протолкнуться, никто не пересядет на общественный транспорт и я в том числе.
Вообще расстраивает, что в статье не точные цитаты из разговора, не даже какие-то сокращения, а просто свободный пересказ со свободной интерпретацией, смысл получился искаженным.
UPD!
UPD2