Как я написала и опубликовала свою первую книгу

Mar 18, 2010 01:33

Жизненные пути причудливы, как горная тропинка: вроде кажется, что идешь вниз, а на самом деле - вверх... Совсем скоро будет ровно три года, как я села писать свою первую книгу. Кто бы мог подумать, во что все это выльется? :)

Что будет дальше - не знаю. Как я дошла до жизни такой - тоже не знаю :). Но факт остается фактом: будучи девушкой безумно "карьерной", за эти три года я поняла всю глупость и бездарность работы "на чужого дядю". И будучи человеком невероятно общительным, занялась абсолютно аутической деятельностью - написанием книг.

Как все началось? Сейчас расскажу.

В один прекрасный день я, злая на весь белый свет и недовольная жизнью, вернулась из книжного магазина. В сердцах воскликнула: тут все кому не лень книжки про пиар пишут, чем я хуже?
- Ты лучше про детей напиши, тебе это ближе! - подкинул идею муж.

Грише тогда только-только исполнился год. Я сидела в глухом декрете и к своим обязанностям пиар-менеджера одного из крупнейшех медиахолдингов страны возвращаться совсем не собиралась.

После мужниных слов все накопившееся недовольство выбралось из меня и, ухнув, улетело. А я подумала: действительно, мысли и чувства женщины, вступающей на путь материнства - это ли не тема для «нетленки»? В таком ключе книжки для родителей еще никто не писал!

Позже муж признавался, что его идея была насквозь пронизана эгоистическими интенциями. Просто он мечтал, чтобы буйная энергия жены была направлена не на его многострадальное темя, а в какое-то другое, внесемейное русло.
Впрочем, что там говорить о чьих-то мотивах. Почти гениальная идея была подхвачена на лету и через полгода материализовалась во вполне законченный трехсотстраничный труд.

Я сама для себя определила жесткий график написания книги - по 50 страниц в месяц, или около 2-х каждый день. Да, были моменты, когда хотелось чего угодно, но только не садиться за компьютер. Когда не было настроения, вдохновения, душевного порыва и умных мыслей. Но я себя заставляла, повторяя как заклинание: если, Ира, будешь себя жалеть, если сегодня ничего не напишешь, завтра дашь слабину, послезавтра найдешь отговорки, ничего у тебя не получится. Окажешься ты, дорогая, на поверку лентяйкой, бездарем и неудачницей. Ни тем, ни другим, ни третьим чувствовать себя ужасно не хотелось. Потому велась такая ежедневная работа над собой.

Строгие рамки. Четкий распорядок дня (никакого тебе телевизора, компьютерных игр, бесцельных шатаний по Интернету, счета ворон, плевков в потолок и прогулок под луной - полнейший аскетизм во всем).

Взявшись за перо, я ощутила невероятный душевный подъем. В мою буржуазно-мещанскую повседневность (муж-дети-борщи) ворвалось ВДОХНОВЕНИЕ. Если раньше я жила с ощущением, что чего-то не хватает, что жизнь таки «проходит мимо», то после начала «писательской карьеры» оно ушло. У меня появилось ДЕЛО, а вместе с ним - к личной и семейной жизни прибавилось подобие жизни профессиональной. И я поняла, что счастлива. Вот так просто по-мещански счастлива.

Конечно, все эти полгода сочинительства мне не давал покоя один вопрос: а что, собственно, потом делать с рукописью? Ну, не убирать же, в самом деле, плод таких неимоверных усилий в стол? Или того хуже - «в топку». Удастся ли его издать?
Видя мое смятение, муж проводил со мной «профилактические беседы»:
- Ты сначала напиши, а там видно будет. Даже если никто твоим творением не заинтересуется, так и быть - наскребем по сусекам и издадимся за свой счет.

Утешил! За свой счет - это не круто. За свой счет - это значит, что навеянный музой «шедевр» никакой художественной и рыночной ценности не представляет, может быть интересен только узкому кругу моих родственников и место ему - не на полке библиофилов, а в мусорном ведре.
Один известный поэт, дружбой с которым я очень горжусь, сказал мне тогда:
- Кайф от написания книги ты уже получила. Теперь надо получить кайф от ее издания.

Я действительно получила огромное удовольствие от того, что прожила эти полгода, созидая и творя. Однако, однако, однако…
Как человек, жизненным девизом которого является фраза «чтоб небездарно», я все же очень (очень-очень) хотела представить плод своих творческих потуг на суд читателей. Причем, в печатном виде и за гонорар. Пускай смешной и скорее символический, но гонорар. Вот это было бы «небездарно».

Когда моя «нетленка» была готова, я взялась за маркетинговое исследование книгоиздательского рынка.
Я ездила по книжным магазинам, скупала «бестселлеры» и придирчиво оценивала, чем их авторы так полюбились читателям. Я скрупулезно изучала, что сейчас «формат», а что нет. Прикидывала, сможет ли мое творение вызвать интерес у взыскательной читательской аудитории, или я зря мечтаю проснуться знаменитой. И вообще - есть ли у меня хоть какие-то шансы?

Вообще-то, по законам маркетинга, такое исследование надо было делать ДО написания книги. Но, скажите мне, какой начинающий (да и маститый) автор, садясь за рукопись, заранее знает, что у него в итоге получится?

Еще я облазила весь Интернет. Дневала и ночевала на различных форумах, где толпятся подающие надежды графоманы. Заглядывала во всевозможные сетевые литературные мастерские, тематические сообщества. Жадно читала любые статьи «в помощь начинающему писателю» и пр., и пр.

Мой словарный запас заметно обогатился. Я узнала, что такое «синопсис», «роялти», «письмо-запрос». Меня научили, как правильно направлять рукопись в издательство… В общем, теоретически я была подкована дай бог как, дело стало за малым - претворить теорию в жизнь. Этого часа Х я ждала и боялась.

Собравшись духом, отправила «письмо-запрос» (развернутая аннотация + информация об авторе + сам текст) в два крупнейших российских издательства. Если играть, то по-крупному, верно?
Из первого откликнулись сразу. В ответном письме мне учтиво сообщили, что… я ошиблась электронным адресом и угодила прямиком в редакцию худлита, а мое творение больше подходит под жанр «популярная литература». На том конце оптико-волоконного провода были настолько любезны, что даже дали телефоны нужной мне редакции, которые, ясное дело, простым смертным недоступны.

Я сочла такой поворот событий добрым знаком (сразу не послали и на том спасибо) и позвонила по указанным координатам, а затем снова выслала письмо на уже новый адрес. И приготовилась ждать. Долго. Как везде говорится - «от одного до трех месяцев». Но! В неписаных «правилах взаимодействия с издательствами» есть один пункт, который советует недельки через две после отправки письма позвонить в редакцию и спросить, поступила ли рукопись на рассмотрение, и на что вообще можно надеяться. Я так и сделала.

Дрожа от волнения, позвонила в издательство, заикаясь, спросила про судьбу своего труда и услышала от зав. редакцией:
- А вы знаете, мне понравилось!
У меня пропал дар речи.

Сколько вокруг разговоров, что нынче в издательства не пробиться, что «самотек» никто не читает, что нужно не единожды услышать «вы нам не подходите», проявить чудеса изворотливости, прежде чем до тебя, никому неизвестного автора, «снизойдут» редакторы… А тут вот так просто: «Вы знаете, мне понравилось!»

Но судьба моего труда зависела не от редакции, а от того, какой вердикт вынесут «маркетологи». Если увидят коммерческий потенциал - подпишут бюджет, нет - адьес, амиго.

Самый главный маркетолог издательства позвонила мне сама на домашний телефон. Я чуть язык не проглотила от неожиданности.
- Все у вас хорошо, Ира. Но! Текст нужно структурировать. Больше подзаголовков, больше стройности. Нужно, чтобы глаз хоть за что-то цеплялся. Далее - название. «Записки сумасшедшей мамочки. В ожидании чуда» - это ужас что такое. Сумасшедшая мамочка - да, прикольно, можно оставить в качестве подзаголовка. Но вот это «в ожидании чуда» убираем сразу. Думайте над основным названием. А пока я даю добро на публикацию».

В тот же вечер, только-только переступив порог квартиры, мой муж вместо «привет_ любимый_ как_прошел_твой_день» услышал радостные вопли и требование немедленно, сию же секунду, придумать новое название для книжки. Муж оперся о косяк незакрытой двери, опустил веки, помолчал несколько секунд и тяжело выдохнул:
- Рожаю!

Через девять месяцев ярко-зеленый корешок книги «Рожаю! Записки сумасшедшей мамочки» красовался во всех книжных магазинах.

Да, девять месяцев - это очень много и долго. Когда ты - автор-новичок и твоя «нетленка» не возведена в ранг «проекта», приходится изрядно пометаться и передумать много всего невеселого. Под конец периода ожидания я уже не верила, что когда-нибудь вообще увижу свое творение в напечатанном виде. Редакция меня успокаивала: подождите, все будет!

Почему-то мне казалось, что как только книжка выйдет из типографии, я тут же проснусь знаменитой. Теперь я смеюсь над собой тогдашней. Кто придет в магазин за твоей книжкой, дурочка наивная? Кто вообще узнает, что она вышла? Кто отыщет ее среди сотен других корешков?

К тому моменту, как первая книга появилась в продаже, у меня была уже готова вторая - продолжение. По правде сказать, вторая книга писалась тяжело. Появилось больше самокопания, неудовлетворенности собой, все время казалось, что муза на меня за что-то обиделась. Были дни и даже недели, когда я, ожидая душевного подъема и куража, вообще не садилась за компьютер и потому, естественно, не уложилась в те 6 месяцев, которые по традиции сама себе отвела для создания рукописи. В итоге, когда все намеченные сроки давно прошли, я мужественно решила взять себя в руки и одним махом закончить недописанное творение.

Поскольку опыт издания первой книги оказался таким благополучным, я была уверена, что с дальнейшими публикациями проблем не будет: все-таки теперь я издающийся автор. Но тут, совершенно неожиданно, моя голова, уже размечтавшаяся о читателях, тиражах и славе, уперлась в стену.

А о том, что это была за стена и как я ее пробивала, расскажу в следующем посте :).
Продолжение - здесь.

Будни великих писателей

Previous post Next post
Up