История моей второй книги

Mar 22, 2010 00:43

В прошлый раз я остановилась на том, что после выхода первой книги («Рожаю! Записки сумасшедшей мамочки») моя голова, уже размечтавшаяся о читателях, тиражах и славе, уперлась в стену.

Эта стена называлась просто и емко: ПРОДАЖИ.
На мой писк о том, что у меня готова рукопись второй книги, отдел маркетинга ответил: только если...
Только если «Рожаю!» докажет свою жизнеспособность. Точка.

Маркетологи - люди прямые и конкретные. И как человек, долгое время проработавший в смежной области, я их отлично понимала. Им не до высоких сентенций и разговоров о настоящей литературе. Им нужны а) продажи б) продажи и в) еще раз продажи. И они знают, что 80% успеха книги - это название, аннотация и обложка…

Надо добавить, что за те девять месяцев, пока я ждала выхода «Рожаю!», в мире многое изменилось. Главный маркетолог издательства, которая дала мне «путевку в жизнь», неожиданно уволилась. Ей на смену пришли другие люди. Они меня не знали, бюджет книги с таким нестандартным названием не подписывали. И у них были свои представления о том, какой должна быть литература для будущих мам.

Броское название «Рожаю! Записки сумасшедшей мамочки» действительно оказалось неоднозначным (это я поняла уже потом, по отзывам на разных «мамских» форумах). Оно хоть и привлекало внимание, но тут же отпугивало часть потенциальной аудитории своей «нестандартностью». Но в другой стороны, оно помогло книге найти своего читателя: те, кого не смутила «сумасшедшая мамочка», потом писали мне теплые письма…

…Через два месяца стало понятно, что никаких рекордов продаж мне не видать, а значит - издание второй книги под большим и жирным вопросом. Именно тогда я ощутила на себе эту жизненную несправедливость: автор-новичок заперт в плотный замкнутый круг. Он никому неизвестен, его книга - в «братской могиле», стоит корешком на полке. Откуда здесь взяться коммерческим успехам и толпам почитателей таланта? Только если его шедевр вдруг возьмет и каким-то чудом «выстрелит».

И тогда я поняла, что если сама не встану у руля продаж своей «нетленки», так и помру в нищете и безвестности.

Мне пришлось вспомнить, что я - специалист по связям с общественностью и кое-что умею в этой жизни. Я разослала свою книгу во все журналы для начинающих родителей - и о ней даже написали. Я стала публиковать отрывки (с обложкой!) на разных «мамских» сайтах - и они собирали массу откликов. Я даже напечатала на цветном принтере гору рекламных листовок, снарядив мужа развозить их по роддомам и женским консультациям…

И в который раз за свою трудовую деятельность убедилась в том, что пиар НЕ работает на продажи. Чистый пиар без другой маркетинговой поддержки НЕ работает! Все мои усилия были просто мышиной возней. Для бойкой реализации книги нужны были куда более мощные ресурсы. И только когда я, воспользовавшись бывшим служебным положением, забабахала себе рекламную интернет-кампанию, продажи наконец-то возросли.

Но я не могу сказать, что все было напрасно. Ведь мою вторую рукопись, в итоге, взяли! Я уж было размечталась, что совсем скоро рядом с «Рожаю!» появится продолжение - «Родила! Записки сумасшедшей мамочки - 2»… Но отдел маркетинга заявил решительный протест.

Вы помните, летом я плакалась здесь в ЖЖ и просила помочь мне выбрать название для книги…

Название «Родила! Записки сумасшедшей мамочки - 2» мне самой безумно нравилось. Ведь оно ясно говорило о том, что это продолжение первой части, у которой уже сложилась своя аудитория. Что внутри книги - не тысячу раз писаная-переписанная информация по уходу за ребенком, а живой разговор о начале родительского пути и эмоции на каждой странице… Но маркетологи были неумолимы: название надо менять, а на обложку по закону жанра ставить симпатичного малыша.

Я не хотела сливаться с серой массой популярной литературы. Но начинающему автору никуда не деться от сделок с совестью. Издательство предложило такой вариант названия книги: "Первый год с малышом. Как мы учились быть папой и мамой". И я, отчаявшаяся, так и не нашедшая понятный и теплый образ для названия, согласилась. А на обложку в качестве «малыша» предложила поставить своего сына.

То, что вы итоге получилось, вы уже видели.

И знаете, что?

Теперь я очень довольна - и названием, и обложкой, и «щекастым младенцем». Нельзя входить в одну и ту же реку дважды. Надо пробовать, искать, развиваться.

Какая будет судьба у этой книги, я не знаю. В любом случае, пускать дело на самотек я не намерена. Все так же буду писать пресс-релизы, публиковать отрывки, а муж, бедолага, будет развозить рекламные листовки по роддомам и молочным кухням.
А что делать? Ведь я хочу продолжать писать книги. Хочу общаться с читателями и делиться с ними своими эмоциями и открытиями.

UPD Что было дальше? А дальше я поняла, что материнский опыт и жизненные наблюдения - это, конечно, замечательно. Но надо видеть дальше и мыслить шире: нужны более глубокие знания, которые позволили бы за обилием конкретных жизненных ситуаций увидеть общие тенденции и закономерности развития ребенка, личности, семьи.

Поэтому я вновь пошла учиться - в родной МГУ им. М.В. Ломоносова на факультет психологии. Итог: абсолютно новая сфера для самореализации, новые знания, новые планы и совершенно другой взгляд на мир. Все, чему я научилась на психфаке и что поняла, начав работать психологом, нашло отражение в третьей моей книге - "Малыш. Мамино счастье".

Думаю, это очень важно - быть довольным: миром вокруг, своим местом в нем, плодами своей деятельности.
Найти себя в этой жизни - и есть, на мой взгляд, самый главный ее смысл.

Будни великих писателей

Previous post Next post
Up