О кораблях в экспозиции Морского музея в Лётной гавани Таллина (Lennusadam) я уже писал ранее. Сегодня рассказ о том, что же еще, кроме кораблей, есть в этом замечательном музее.
А есть там много пушек, много мин, много буёв и всего один гидроплан (да и тот макет).
Далее 26 фото (май 2016г):
Гавань гидроавиации (ныне её обычно называют Лётная гавань - Lennusadam) создали 1916-17гг в порту Ревеля в рамках развития Морской крепости Императора Петра Великого. Центральным строением были уникальные в своем роде железобетонные ангары для гидросамолетов. Это сооружение является достопримечательностью само по себе. В свое время это были самые большие (общий размер 35х116 метров) железобетонные купольные оболочки. Ныне внутри располагается основная экспозиция Морского музея, включая подлодку "Лембит".
Рядом с ангарами, на открытой площадке, находятся 4 музейных катера (
подробно тут)...
...в окружении различных морских навигационных знаков: буев, бакенов и т.п.:
У причалов, кстати стоят действующие катера эстонских ВМС и погранохраны.
Старинные 18 и 24-фунтовые русские и шведские пушки, некоторые из которых были подняты со дна Финского залива:
Если верить табличке, то ближние пушки 3-фунтовые, а за ними 18-фунтовая шведская:
Макет первой подлодки конструкции О.Герна, построенной здесь, в Ревеле, в 1854г (во время Крымской войны). Планировалось с неё помощью атаковать англо-французскую эскадру, но конструкция лодки оказалась неудачной и после испытаний её разобрали.
Теперь пойдем в ангар. Вот так выглядит интерьер музея. По последней европейской музейной моде внутри темень.
Слева - ПЛ Lembit, прямо - разнообразные буи, бакены, вехи и прочие навигационные знаки, на полу - коллекция морских мин.
Красная "сигара" - немецкий магнитный трал выпуска 1960-х гг. Использовался с тральщиками типа Frauenlob:
Под потолком подвешен макет английского гидроплана Short Admiralty Type 184 (он же Short 225). Такие состояли на вооружении Эстонии в 1920-30-х гг:
Пара образцов советской сухопутной техники:
зенитная самоходка ЗСУ-57-2 (спаренные 57-мм пушки С-60 (АЗП-57) на танковом шасси, года выпуска - 1955-60):
(
Вики)
76-мм зенитная пушка образца 1931 года (3-К):
Возможно, данное орудие из числа 12 ед., переданных СССР Эстонии в 1939г (3 комплектных зенитных батареи):
(
Вики)
Морская артиллерия (практически вся русского/советского производства) выставлена в порядке увеличения калибров:
30-мм АК-230 и 12,7-мм "Утес-М" (сами пулемёты отсутствуют, но в башенку можно подлезть снизу):
47-мм орудие Гочкисса на корабельном станке с гидравлическими противооткатными устройствами конструкции 1888г:
Такие орудия были практически обязательной частью вооружения всех боевых кораблей рубежа 19-20 веков. Предназначались они для отражения атак миноносцев, которые, однако, году уже к 1900 выросли до размеров, делавших их нечувствительными к попаданиям 1,5-кг снарядов.
(
описание и ТТХ)
Надписи на гидравлических цилиндрах:
"№258 Обуховский сталилитейный заводъ. 1896г."
"Поставить пушку въ наибольший уклонъ, отвернуть воздушныя пробки и наполнить цилиндры глицериномъ. Количество жидкости - около 2 3/4 ф."
47-мм орудие Гочкисса на коническом станке без противооткатных устройств:
45-мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-КМ. Модифицированный вариант пушки 21-К (она тоже тут рядом стоит), производившийся в 1944-47гг:
Корабельные универсальные палубные установки: 85-мм 90-К (обр.1941г) и 100-мм Б-34 (обр.1940г)
100-мм корабельная пушка образца 1936г Б-24БМ:
Такие орудия использовались на тральщиках, сторожевиках, канонерках, а также в береговой обороне:
(к сожалению, наглухо залито краской)
Остатки стволов и лафетов 152-мм 45-калиберных пушек Канэ (по всей видимости, ранее стоявших на береговых батарея Финского залива):
Некоторые со щитами:
Пульт управления прибрежным минным заграждением, использовавшийся финнами в 1939-40гг для обороны Ханко:
В музее собрана хорошая коллекция мин разных стран и эпох (но лежат они в самом темном месте музея :)).
Слева направо:
03 (зеленая) - французская мина, захваченная немцами во Франции в 1940г и использовавшаяся впоследствии для минирования Финского залива. На табличке обозначена как M/H (G 48).
05 - советская мина обр.1926г (М-26)
07 - мина эстонского производства VeLM12 (создана, вероятно, на основе русской мины обр.1908г).
06 - финская мина М/12
Советские послевоенные мины:
Красно-желтая - мина донная трубная МДТ (для постановки из ТА подлодок)
Красно-белая - вероятно ИГДМ-500 (Авиационная индукционно-гидродинамическая донная мина в габаритах авиабомбы ФАБ-500) либо авиационная противодесантная мина АПДМ.
Зеленая слева - морская донная неконтактная двухканальная мина УДМ-Э
Сверху подвешена авиационная якорная реактивно-всплывающая мина РМ-1
Разумеется, это далеко не все, в музее еще немало других интересных экспонатов.
Подробные репортажи о кораблях-музеях:
ледокол "Суур Тылл"/"Волынец",
подлодка "Лембит" боевые катера ВМС Эстонии Доступ на открытую площадку свободный.
Сам музей работает с 10.00 до 18.00 все дни, кроме понедельника и государственных праздников. Адрес: ул. Vesilennuki, 6, Tallinn
Сайт музея Как добраться (пешком от башни Толстая Маргарита минут 15-20).
Точка на Google-картах Координаты 59.453, 24.7375