Наружный обзор первой советской атомной подводной лодки К-3 ("Ленинский комсомол") проекта 627, установленной в недавно открытом Музее морской славы на "Острове фортов" в Кронштадте. Внутрь лодки я не ходил, билеты надо было бронировать сильно заранее.
Снято в июне 2024г
Краткая историческая справка: АПЛ проекта 627 (шифр "Кит") была заложена 24 сентября 1955г на заводе №402 в г.Молотовске (с 1957г - Северодвинск) под заводским номером 254. В августе 1957 была спущена на воду, первый ход под АЭУ - 4 июля 1958г, официально вошла в строй 17 декабря 1958г.
Наименование "Ленинский комсомол" присвоено в октябре 1962г. 17июля 1962г впервые в отечественном флоте достигла в подводном плавании точки Северного полюса. Служба К-3 сопровождалась многочисленными проблемами и авариями, что, впрочем, неудивительно для столь революционного образца техники. Официально выведена из состава флота в 1990г.
По сути, АПЛ К-3 являлась опытной - по "чистому" проекту 627 была построена только 1 лодка, все остальные строились по модифицированному 627А (построено 12 ед).
Водоизмещ. подв. 4750 т; длина 107.4 м; скорость макс. подводная 30 уз.; глубина погружения 300 м; экипаж, сначала - 86, затем 104 чел.
Вооружение АПЛ составляли 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм (все в носу) с общим боекомплектов 20 ед.
К сожалению, по отзывам коллег, внутренности лодки при её музеификации были сильно переделаны и теперь мало напоминают реальный интерьер ПЛ.
Но сам факт сохранения первой советской АПЛ, безусловно, замечательный.
Реакторный отсек лодки был вырезан для последующей утилизации и заменен турбинным отсеком с однотипной (пр.627А) ПЛ К-181.
Обшивка лёгкого корпуса на большей части площади - новодел. Но местами есть и оригинальные участки.
Выдвижные устройства (справа налево; возможны ошибки в идентификации):
радиопеленгатор АРП-53
антенна связи ВАН-С
станция РТР "Накат"
РЛС "Флаг" (или "Призма" ?)
перископ ПК-8
антенна связи
какая-то непонятная штука (возможно имитация РКП - "шорхеля" работы компрессоров под водой).
С целью повышения надежности энергетическая установка была фактически дублирована: 2 реактора, 2 турбозубчатых агрегата, 2 винта.
Тут же в музее стоит вот такая немного необычная модель. Похоже, что интерьер отсеков воспроизведен на период уже сильно после списания лодки.
АПЛ пр.627 имела 9 отсеков:
1 - торпедный
2 - жилой/акуумуляторный
3 - центральный пост
4 - вспомогательных систем
5 - реакторный
6 - турбинный
7 - электромеханический
8, 9 - жилые и корабельных систем
В детстве была у меня марка с "Ленинским комсомолом".
Тогда я не мог даже представить, что смогу потрогать эту лодку своими руками :)
-
К-3 на сайте "Штурм глубины"К-3 в Вики