Я признаю необходимость неких законов, - как моральных заповедей, так и уголовного (или там административного) кодекса. Но, видимо, в душе я еврейка: не существует такой заповеди (и, тем более, кодекса) который бы я не нарушила, имея на то важные причины. То есть они как бы существуют вовне, - но для меня лично абсолютно не значимы.
С другой стороны, вряд ли бы я стала обижаться на то, что будучи пойманной, я была бы наказана. То есть я всеми силами постаралась бы этого избежать - естественно - но если вдруг... А ля гер ком а ля гер, вы ж понимаете. :)
Поэтому от Янового рассказа у меня ощущение такое - "...никто не виноват, просто жизнь дерьмо сложная штука."
***а иудаизм прямо предписывает верующему нарушить любую заповедь, если ее выполнение может поставить под угрозу жизнь человека. *** Утрируешь, вон на Шарона давеча целым кагалом колдовали "шоб вин сдох", так что не всегда пикуах нефеш отменяет заповедь. Есть и другие законы на эту тему.
А по сути: общество не спроста выдумало правила, и не следует ими пренебрегать, в некоторых случаях может оказаться эффективно, но при широком распространении такого подхода общество потеряет стабильность. Я не знаю израильских законов и не знаю, как там судья должен судить, но в России, как мне кажется, в описанном случае, когда врач спешил в больницу, если это первая судимость, лишать прав... по-моему не стали бы, хотя, конечно, ему надо изыскивать методы добираться до больницы не подвергая опасности окружающих.
правильная постановка вопроса. кстати, там в комментах некоторые наивные спрашивали, почему дежурный врач не может получать "мигалку" и на своей машине ехать как на "скорой"? тот же Ян ответил, что этого не может быть потому, что того не может быть никогда. реальное зло даже определено, но с ним якобы бессмысленно бороться. это привычная для нас подмена объекта. не думаю, что это именно еврейская черта (я плохо знакома с иудейскими и другими религиозными правилами), в России такое на каждом шагу.
Comments 17
Я признаю необходимость неких законов, - как моральных заповедей, так и уголовного (или там административного) кодекса.
Но, видимо, в душе я еврейка: не существует такой заповеди (и, тем более, кодекса) который бы я не нарушила, имея на то важные причины.
То есть они как бы существуют вовне, - но для меня лично абсолютно не значимы.
С другой стороны, вряд ли бы я стала обижаться на то, что будучи пойманной, я была бы наказана.
То есть я всеми силами постаралась бы этого избежать - естественно - но если вдруг...
А ля гер ком а ля гер, вы ж понимаете. :)
Поэтому от Янового рассказа у меня ощущение такое - "...никто не виноват, просто жизнь дерьмо сложная штука."
Reply
Reply
Утрируешь, вон на Шарона давеча целым кагалом колдовали "шоб вин сдох", так что не всегда пикуах нефеш отменяет заповедь. Есть и другие законы на эту тему.
А по сути: общество не спроста выдумало правила, и не следует ими пренебрегать, в некоторых случаях может оказаться эффективно, но при широком распространении такого подхода общество потеряет стабильность.
Я не знаю израильских законов и не знаю, как там судья должен судить, но в России, как мне кажется, в описанном случае, когда врач спешил в больницу, если это первая судимость, лишать прав... по-моему не стали бы, хотя, конечно, ему надо изыскивать методы добираться до больницы не подвергая опасности окружающих.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
кстати, там в комментах некоторые наивные спрашивали, почему дежурный врач не может получать "мигалку" и на своей машине ехать как на "скорой"?
тот же Ян ответил, что этого не может быть потому, что того не может быть никогда. реальное зло даже определено, но с ним якобы бессмысленно бороться.
это привычная для нас подмена объекта.
не думаю, что это именно еврейская черта (я плохо знакома с иудейскими и другими религиозными правилами), в России такое на каждом шагу.
Reply
Leave a comment