Текстовая версия интервью из фильма "Люди Святой Руси" (ч. 2)
Feb 03, 2016 15:00
Часть 1 1. О себе 2. О чести офицера 3. О самодержавии и монархизме 4. О приходе к Богу 5. О Российской императорской армии 6. Первые шаги к Богу 7. О подражании, героях и вере Часть 28. О мистических случаях на войне и молитве 9. О Чечне, войне и ложной гуманности 10. О ложных идеалах. Мирные жители Славянска в первые дни войны 11. О будущем России 12. О возрождении православия, науки, культуры и армии 13.О Николае Втором. Напутствие 14. Послесловие Сергия Алиева. "Об Игоре Стрелкове"
8. О мистических случаях на войне и молитве
И. Стрелков: Таких вещей было очень много, и более жёсткие вещи...Электростанция, в которой убили очень много людей: сербы мусульман, и мусульмане сербов. В техническом туннеле (мы его не видели, он внутри горы проходит), было убито больше ста человек. А над этим местом стоял строительный балкончик, он стоял на постоянной основе. Там невозможно было ничего! Мы ужасно уставшие приехали на эту электростанцию, после суточного выхода на нейтральную территорию. Мы только-только легли спать, нас подняли ночью по тревоге и отправили усиливать оборону на электростанции, так как якобы на неё готовилось нападение. Там гидроэлектростанция, плотина большая... Мы вырыли окопы, расставили пулемёты, развернули миномёт. Никто на нас не нападает. С одной стороны, надо дежурить, с другой стороны, мы все вымотанные, по горам-то особо не привыкли тогда бегать. То есть, надо меняться, чтобы хоть как-то отдыхать.
В первой смене пошёл я и Эдик с нами (сейчас в Сирии, воюет, по моему). Он был офицер-афганец, майор по званию, у него были четыре года в Афганистане, боевые награды многочисленные. Он был артиллерист в составе десантно-штурмовой бригады, корректировщик. В общем, очень большой был опыт у него, он и сейчас многих бы переплюнул. И мы с ним пошли в первую смену, все умотанные ужасно. Закроешь глаза - провалишься. Так вот, я провалился не в сон, а в бред, тяжёлый бред, в кошмар. Образы, стук, гром... Захотел проснуться - с трудом, с трудом проснулся, весь в холодном поту. Помолился, причём иконы были. Второй раз я с ещё большим трудом сумел вскочить, с меня холодный пот течёт. Смотрю, а тот сидит такой же. Говорю: " Здесь что-то нечисто". Тот говорит : "Да". Он, кстати, неверующий был, но тем не менее ... И вот мы оба ушли. Ничего не сказали, но мало ли там, психоз какой-то. Пошла следующая смена. Через 15 минут приходят - всё тоже самое.
С. Алиев: Страхованием это называется в православии.
И. Стрелков: Мы тогда по-сербски ещё не очень говорили, но потом сербы рассказали, что в точности под этим местом было убито очень много людей, причём насильственным образом. Так что такие вещи мистические очень часто встречаются. Ещё в моей жизни было несколько совершенно явно таких, и на войне, и вне войны. Но самое - на войне, там всё обостряется. Там я молился действительно каждый день, постоянно, по настоящему.
С. Алиев: Не скорбит ли душа, что там такая молитва крепкая, а здесь так не можем?
И. Стрелков: Скорбит. Но это от ленности, это ленность наша. Помните? "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Насколько правильная поговорка!
С. Алиев: Я почему говорю, потому что я сам такой же.
И. Стрелков: Мы все такие, кроме по-настоящему святых людей. Я, конечно, самооправдываюсь, что всё равно стараюсь поступать по заповедям. Но это всё самооправдание... Без молитвы, кстати говоря, через какое-то время размывается и мотивация. Сам себя ловишь: " Что-то я не то думаю". Слабость начинается. Чтобы укрепляться, надо молиться. И уныние, кстати говоря, очень сильное. Особенно сейчас, когда такая тяжёлая ситуация. С одной стороны, вроде бы радоваться нечему, с другой стороны, уныние демотивирует человека, сковывает его действия.
9. О Чечне, войне и ложной гуманности
И. Стрелков: То есть не быстро, не сразу. И я вам говорил, что служба в Чечне была очень тяжелая, очень жёсткая. И там был у меня эпизод очень серьезный, очень меня напряг и может на что-то подвИг. Я находился в отпуске, в Моздоке, шёл по своим делам мимо храма...Ну, не в отпуске, в местной коммандировке.
С. Алиев: В увольнении?
И. Стрелков: Нет, в местной коммандировке. Я за чем-то поехал: то ли надо было личный состав новый принимать, то ли оружие получать. Я шёл мимо одной из боковых улиц, мимо храма (в храм я не заходил). Около храма сидели женщины. Скорее всего они были не нищенки, не подаяние просили, а просто присели. А может быть и подаяние просили...Одна из них: "Уу, какой страшный человек!". А я был без формы, в гражданской одежде. Видимо, она почувствовала, что... И я для себя...щелчок такой в голове. Можно много об этом говорить.
С. Алиев: Ну а когда были в Чечне, молились?
И. Стрелков: Да. Но в основном, естественно, после и перед боевыми операциями. Это примерно как помолился - поблагодари, спасибо Богу скажи, за то что Он помог. Перед боевыми операциями - всегда. И кстати говоря, за все боевые операции, в которых участвовал, тогда, когда я коммандовал, лично участвовал - всегда без потерь. Вообще без потерь.Даже когда были очень жёсткие ситуации. За все время я участвовал примерно в 120 боевых мероприятиях. Не все были со стрельбой, но, с другой стороны, иногда попадали под огонь и вне боевых мероприятий - противник тоже устраивал свои боевые мероприятия. Но из всех, которые мы организовывали или делали, под моей командой, был всего один легко раненный.
С. Алиев: За всё время?
И. Стрелков: За всё время. Под моей командой, если я планировал операцию и в ней участвовал, всего один легко раненный. Поэтому на Донбассе, когда мы начали нести потери, это для меня был просто шок. Я настолько привык, что... Но там война совсем другая. А так был шок просто: "Как, это у меня убивают людей?!". Я вообще очень тяжело переживаю за потери. Очень тяжело. Всегда стремлюсь этого избежать. При том, что к врагу я абсолютно безжалостен. Ну как безжалостен? Я никогда не старался убивать просто так. Но победа достигается...
С. Алиев: Здесь военный закон.
И. Стрелков: Да. Чётко следовать военным законам, не сюсюкать, не проявлять ложную гуманность, потому что враги - это враги. Если не уничтожишь ты - убьют тебя, твоих людей. В этом отношении, я считаю, что ложная гуманность наносит намного больше вреда, чем пользы.
С. Алиев: У меня по этому поводу вопрос. Когда я смотрел с вами интервью, некоторые гуманные собеседники Ваши, ведущие, начинали призывать Вас к совести по каким-то вопросам. У меня, чья жизнь была связана немного с армией, с военным делом, всегда возникало желание сказать им на Вашем месте: "Вы хоть раз в жизни в окопе сидели? Порох нюхали?".
И. Стрелков: Это тот аргумент, который легче всего сказать, но который будет меньше всего воспринят.
С. Алиев: Неужели они сами не понимают?
И. Стрелков: Нет, не понимают. Наше общество сейчас очень лжегуманизировано. Это традиции ещё от Эразма Роттердамского, когда вместо реального христианского гуманизма, христианского подхода к жизни, возник ложный гуманизм. Ну, не Эразм, который, насколько я знаю, был глубоко верующим человеком, а уже впоследствии. Возникает ложный гуманизм тогда, когда человеческая жизнь ставится выше всего. Человеческая жизнь конечна. Мы все умрем, мы все должны помнить, что наше физическое существование здесь конечно. И ставить временную ценность выше всего, выше души... Вот все сейчас говорят: "человеческая жизнь, человеческая жизнь", а о человеческой душе никто не заботится.
10. О ложных идеалах. Мирные жители Славянска в первые дни войны
И. Стрелков: Заметили, как в последнее время прославляются, и на Западе тоже (это, кстати, пример их деградации, там просто она началась раньше, чем у нас), герои-жулики, плуты, воры? Это, наверное, пошло ещё со времён Эпохи Возрождения, со времен "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле. И сейчас там - жулик, обоятельный жулик; а у нас - Остап Бендер. Это следствие того, что мирское становится во главе угла, а другие ценности полностью в забвении. Это следствие вот этого воспитания.
...А они этого не понимают. Больше того, могу сказать, что на Донбассе если бы люди понимали, я бы действовал по другому. Я, может, намного более бы жёстко действовал, но и более успешно. И сберегли бы очень много людей. Проблема в том, что все думали, что будет как в Крыму. И я тоже самое думал.
С. Алиев: Все думали так.
И. Стрелков: Только у меня были основания так думать. Серьёзные основания так думать. Потом, когда война уже началась всерьёз, я всё равно не мог делать многого, чтобы люди не отшатнулись. Вот сейчас люди на Донбассе были бы готовы принять намного более суровые меры чем даже те, которые я не мог тогда провести. И поддержали, поняли и оценили бы.
С. Алиев: Но люди не верили, что это будет война.
И. Стрелков: Люди не только не верили что будет война, они считали что это всё будет в стиле водевиля, развлечения. Когда БМП с большим трудом мы отбили, захватили и заставили украинцев сдать их, они очень не хотели этого делать. Приходилось и угрожать, и уговаривать, и пугать. А люди приходили гулять, смотреть. Было ощущение шоу. Но я-то понимал, что война идёт.
Были эпизоды, когда опять можно было захватить технику украинскую, но если бы мы стали стрелять первыми от нас отшатнулось бы население. В итоге, стреляли первыми украинцы, и население отшатнулось от них. Но бронетехнику мы не захватили. Там был эпизод, когда еще 11 бронеединиц было блокировано на окраине Славянска. Их заблокировали сами люди, сами жители, мирно, без оружия. Но я понимал, что с теми силами, которые у меня есть, без боя, методом блокирования, методом демонстрации силы, я их захватить не могу, потому что у них там войско больше, чем у меня всех вооруженных людей. То есть я силу не смогу продемонстрировать. А со стрельбой - у нас погибнут мирные жители, и у нас не будет такой поддержки.
Уже потом мне предьявлял и претензии: " Ну почему мы тогда не захватили?" Потому что это было тогда. Спустя месяц, если такая колона попала бы в блокаду, мы уж её точно бы не выпустили, по крайней мере, без потерь они бы не ушли. А тогда нельзя было.
С. Алиев: Не было тогда ещё деления на друзей и врагов.
И. Стрелков: Не было. Когда многие сейчас предъявляют мне претензии, в какой-то степени я сам понимаю, что многие эти претензии обоснованы с точки зрения сегодняшнего дня. А с точки зрения тогдашнего дня, многие вещи были просто не-воз-мож-ны.
11. О будущем России
С. Алиев: Какой бы вы хотели видеть будущую Россию?
И. Стрелков: Хотел бы или реально...? Идеал или...?
С. Алиев: Сначала идеал, к которому стремимся всё равно все.
И. Стрелков: Идеал - это империя, где православие - государственная религия, но не ущемляются все другии религии коренных народов, которые на ней проживают. Империя, в которой при преимущественном развитии русского народа, каждый коренной народ имеет возможность сохранить свой язык, свою культуру, свои обычаи. Это очень важно. Очень важно. Сейчас одна из самых поганых вещей, которые делают на Западе, это то, что они нивелируют всё.
Бог ведь не зря создал разные народы. Было ли Вавилонское столпотворение легендой, или не легендой...Я к Ветхому Завету немного по другому отношусь, чем к Евангелию. Там много вещей, которые писались для тогдашнего уровня понимания. Но ни один народ не смог бы организоваться, если б её было на то Божьей воли. Полное их нивелирование - это полное вымирание, остановка прогресса, остановка цивилизации. Остановка развития, и духовного в том числе. Потому что если всё будет одинаково, не будет никаких стимулов для развития. Уважая культуру нашего народа, скорбя над тем, что она в значительной степени порушена, почему я должен плохо относиться к культуре других народов? Именно империя, где все народы смогут не вступая в конфронтацию, не пытаясь друга унизить, будут развивать свои традиции, свою культуру, свои обычаи.
Но всё в рамках одной империи, и все равно несущим стержнем останется русский народ, которому крайне необходимо возрождение и создание преференций каких-то. Хотя бы в рамках пропорционального участия во власти. Пропорционального. В таком случае, больше ничего не надо. Пропорционального участия во власти будет достаточно. К сожалению, у нас сейчас совершенно другая картина, и все её отлично знают. А про культуру я вообще молчу. В русской культуре русских скоро, наверное, вообще не останется.
Естественно, эта империя не должна быть копией того, что было до 17-го года.Если бы у нас до 17-го года было всё замечательно, у нас Революции бы не было. Это должна быть империя с очень высоким социальным... социальной империей. Не надо всех уравнивать. Уравниловки быть не должно. Но социальные гарантии должны быть. В данном случае я говорю о государстве, об обществе, а не о вере.
12. О возрождении православия, науки, культуры и армии
И. Стрелков: Да. Чтобы этого не было...Пусть даже купола не будут золотыми, зато в храмы люди будут ходить не по обязанности, а по велению, зову души.
С. Алиев: И вне храма творить дела милосердия.
И. Стрелков: Да. Ну и это должна быть страна, которой можно было гордиться. Мощной во всех отношениях должна быть и наука, которая, я считаю, богоугодна, и культура. И вооружённые силы должны быть мощными, чтобы она могла себя защитить. Хотя бы от той агрессивной плесени, которая ползет на нас с Запада, которая, конечно, не успокоится. Что-то такое в идеале. А говорить что-то более, поскольку я практик и рационалист...
С. Алиев: Не верите?
И. Стрелков: Нет, не то что не верю.. Царство Божие построить на Земле невозможно, пока Бог сам не построит. Но стремиться хотя бы подобие создать необходимо. И на каждом этапе нужно стараться чуть-чуть приблизиться. Не важно, будет ли у нас православный царь или не будет... Я на самом деле надеюсь, что будет, но это действительно будет Богом данное.
А вот сейчас, прямо сейчас, необходимо вернуть суверенитет и хотя бы остановить падение. Обязательно остановить падение. Сейчас мы падаем во всем, не только в экономике. "Вначале было слово". Мы рухнули духовно. Вслед за духовным падением, через два поколения закономерно последовало культурное и ментальное падение, то есть интеллектуальное. А сейчас, в результате двух этих предыдущих падений (и самого главного- духовного) рушится и всё остальное. Вот поэтому надо всё возрождать в комплексе. Не одну экономику и социальную справедливость. Надо и духовность, и культуру возрождать, и всё это делать одновременно. Надо хотя бы остановить это падение, и на базе того, что у нас ещё осталось, закрепить это, и начать снова потихоньку- потихоньку возвращать. Должно быть созданной суверенное Российское государство, надо снова объединиться в единый народ. В единый русский народ снова должны объединиться великороссы, белорусы и украинцы. Улучшить демографию, социальное обеспечение, и дальше уже отстоять это у врагов внешних и внутренних. Причём внутренние намного опасней. Они всегда были опасней и Росии намного больше вреда наносили, чем любой внешний враг. И после этого уже делать всё остальное.
13.О Николае Втором. Напутствие
С. Алиев: Для Вас кем является Царь- батюшка?
И. Стрелков: Государь Николай Второй, последний? Вернее, крайний (улыбается). В армии никогда не говорят" последний", в армии всегда говорят "крайний". Для меня он является Святым мучеником. Он своей мученической смертью искупил не только свои личные ошибки, которых у него было...
С. Алиев: ...как у любого человека.
И. Стрелков: Да. Он для меня и сейчас Царь, Помазанник. Вот пока не будет другого Помазанника, он для меня Государь. Император. Царь. Соответственно, я к нему испытываю определённую верность. Ещё могу сказать, что его вина не так велика, как вина его же семьи (в широком смысле). Аристократии нашей доблестной.
С. Алиев: "Везде измена, трусость и обман". То, что его предали все генералы...
И. Стрелков: Да, то, что его предали практически все генералы. ...Не только он, на него просто, как принято говорить, всех собак спустили.
С. Алиев: И до сегодняшнего дня какая ненависть к нему.
И. Стрелков: Это не удивительно. Он до сих пор сакральная фигура. Они его убили, принесли в жертву ритуально и продолжают его ненавидеть. Так же, как предатель всегда ненавидит того, кого он предал. Они его убили, и всё равно, вот - портрет его (показывает). Конечно, они его стремятся убить ещё раз, чтобы его забыли. Его забыли - а он возродился, в нашем понимании, по крайней мере: ещё есть люди, которые готовы почитать его. Для них это крушение планов в какой-то степени. Хотя формально они празднуют победу. Я вообще считаю, что после 91-ого года эта вакханалия дорвалась наконец до того, что в 17-ом году они не получили. Они и большевиков ненавидят за то, что те у них, как они считают, украли их плоды. Нынешние буржуа - через одного потомки троцкистов. Через одного.
С. Алиев: Ну и напоследок, что вы скажете, чтобы закончить? Ваше слово для всех, кто будет смотреть. Может напутствие какое-то.
И. Стрелков: Я ещё раз повторю одну вещь, раз у нас разговор имеет именно такую направленность. Меня очень часто спрашивают об отношении к пророчествам о будущем Царе, о будущей России. Если мы будем ждать сидя, когда Бог нам пошлёт Царя, когда Бог нам пошлёт сильную Россию, когда всё изменится, - ничего нам Бог не пошлёт. Дорогу осилит идущий. Бог даёт тому, кто что-то делает. Поэтому давайте не будем ждать у моря погоды, давайте каждый на своём посту будем стараться что-то сделать. Будем готовы к тяжёлым испытаниям - они нам, к сожалению предстоят. А может и к счастью. Я считаю, что может и к счастью, потому что, знаете, как я встретил Крым 14-го года? Не как эйфорию. У многих была эйфория, а я уже понял, что начинается война. На фоне праздников я понимал, что вот эти празднующие люди не понимают что они празднуют начало войны. Так же, как в 1914 году. Толпы праздновали сто лет назад. Ровно сто лет назад. Всё повторяется, и это тоже мистика.
С. Алиев: К сожалению, большинство власть имущих невежественны в истории.
И. Стрелков: Может быть, и очень хорошо. Иногда рвешь на себе волосы, что они такие невежественные, а иногда думаешь: хорошо, что они такие невежественные, потому что иначе мы бы дальше продолжали гнить. Дальше бы продолжали гнить. Поэтому и говорю, что может быть и хорошо, что мы не сгнили. А ведь к этому всё шло. Поэтому: людям - готовиться, сделать всё, чтобы новая смута, которая приближается, а может быть, и уже началась (ведь война на Украине - это смута, это война внутри России!) закончилась нашей победой. Давайте для этого трудиться.
Послесловие Сергия Алиева. Об Игоре Стрелкове
Наше знакомство произошло в тот день, когда была предварительная договорённость на съемки интервью для того, чтобы сделать фильм. До этого об Игоре Ивановиче я знал только заочно, по его интервью, по беседам, которые были с ним записаны как в Славянские, так и в Москве. Он же обо мне до нашего знакомства не знал ничего. То мнение, которое у меня было на момент моего заочного знакомство с Игорем (благо у нас оказались общие знакомые по Чечне, которые служили вместе с ним, и которые тоже охарактеризовали его как человека чести, порядочности, редкой порядочности), общение с ним подтвердило. Действительно, это человек, который интересы своего народа ставит выше всего. Можно сказать, Игорь Стрелков = "честь имею". Это действительно офицер старой закваски, времён Суворова, Кутузова, Колчака.
Перед встречей с ним у меня состоялся разговор с его сотрудниками, когда я его ждал (минут 20 пришлось подождать). В разговоре выяснилось, что сейчас тема Новороссии непопулярна, сейчас у нас Сирия, поэтому люди, которые раньше жертвовали на Донбасс, резко сократились. Фактически, сейчас приходиться собирать по крохам. Мне сказали, что Игорь Иванович очень переживает. Более того, я так понял, что человек действительно все свои финансовые возможности, думаю, что даже личные финансовые возможности - свою военную пенсию, всё тратит на дело, которому он посвятил эти годы жизни.
Последнее, что меня в нём удивило, как в человеке, насколько помню, прослужившего более 15 лет в Федеральной службе безопасности... Обычно это люди, скажем так, проверяющие, недоверчивые, перепроверяющие абонента, с которым беседуют.... После интервью у нас начался разговор, разговор на тему Донбасса, и какие-то личные вопросы я задал. Он отвечал так, как будто мы знакомы с ним с детства, будто я самый близкий его друг. Так, наверное, общаются только с родным братом, либо с матерью, либо с другом, которого знают всю жизнь. На момент знакомства мы были знакомы не более двух часов... Это тоже для меня охарактеризовало человека, как доказавшего, что можно остаться человеком в любом месте и при любых условиях.