Сахалин-Курилы 2021, часть 4, заключительная

Nov 10, 2021 00:37

Теплоход прибывал к сахалинскому берегу поздно вечером, и нам светила ночевка либо в Корсакове, либо в Южно-Сахалинске. Мы сразу попытались забронировать ту квартиру, в которой останавливались по пути на Курилы, и нам не отказали, но и предоплату не взяли - мол, квартира ваша, но если вдруг кто-то захочет ее снять на более длительный период, то, уж простите, такие жильцы будут милее нашему кошельку сердцу. И за день до нашего приезда такие жильцы, увы, появились. Давай мы судорожно обзванивать все подряд хостелы, гостинцы и квартиры, которые только нашлись в этих двух городах. Занято ВСЁ!

В Корсакове у нас живут старые студенческие друзья, которых туда когда-то давно забросила служба, и которые осели там прочно и основательно, построив большой дом. Так как у нас у самих частенько тусят старые студенческие друзья, мы абсолютно спокойно позвонили и попросили попить, а то так кушать хочется, что переночевать негде спросили совета, где бы упасть, и разрешения упасть у них хотя бы во дворе. И услышали в ответ - НЕТ))
Ну, нет так нет.

Перед поездкой случайно узнала, что еще один наш старый друг из туристической юности Шурик Апасов уже год работает в Южно-Сахалинске и сохранила номер телефона. От безысходности звоню ему, дальше такой диалог:
- Шурик, привет! (краткое изложение ситуации, формулировка проблемы, постановка задачи, оканчивающаяся фразой "нас девять человек, где бы нам переночевать")
- ААА!!! ООО!!! Вы в Южном?!! Ура!! Буду рад видеть! Давайте ко мне прям сейчас! Я пошел готовить ужин...
- Саша, а у тебя скольки комнатная квартира? - осторожно интересуюсь.
- Так однокомнатная, - беззаботно отвечает Саша. - Ну вы же как-то в палатке помещаетесь!
)))

Вот он, чудесный человек, в чью жизнь мы в ту ночь привнесли столько разнообразия:

В общем, это была очень веселая ночевка :)

На вторую часть Сахалина мы намечтали озеро Буссе (потому что там есть, что поесть, а есть в этом походе мы привыкли), маяк Анива (неровно задышала при упоминании) и все, что подвернется в той стороне.

Озеро Буссе, Бирюзовые озера, мыс Евстафия

К озеру добирались на такси и машине Димы № 3. Высадились на унылом берегу, ветрище дует, местность открытая и спрятаться негде, воды нет (само озеро лагунное, и вода в нем соленая). Смеркалось... Набрели на базу, увидели во дворе колодец. Пошли попросить воды и... остались ночевать :) Фотографии еще одного чудесного человека Романа, увы, нет, но сам Роман есть, поверьте :) Именно он выделил нам беседку и даже предложил домик водолазов, накормил креветкой и рассказал, как собирать корбикулу. А небо над озером Буссе в тот вечер было таким:

Лагуна Буссе входит в топ-5 мест, обязательных к посещению на Сахалине, местные турфирмы организуют сюда гастротуры. Место действительно уникальное - в отлив дно обнажается и можно просто ходить и собирать моллюсков руками:

Озеро Буссе названо в честь Николая Вильгельмовича Буссе - участника сахалинской экспедиции 1853-1854 гг. и первого начальника острова. Площадь водоема составляет 39,4 кв. км, размеры - 9 на 7 км. Глубина достигает 4,5 метров.
Водоем отделен от залива Анива узкой песчаной полоской суши. Из-за наличия сообщения с морем озерная вода имеет выраженный соленый вкус, а основу экосистемы преимущественно составляют морские обитатели. На дне водоема растут целые плантации красных водорослей анфельций, а на отмелях живут многочисленные популяции моллюсков. Водоросли в лагуне Буссе являются промысловой культурой - из них Корсаковский агаровый завод «Бином-центр» производит до 150 тонн агар-агара в год.
Своей популярностью озеро Буссе по большей части обязано морским обитателям. В лагуне водятся устрицы (в том числе устрица гигантская), морские ежи, приморские гребешки, дальневосточные трепанги, мидии и трубачи. Биоразнообразие представлено 27 видами брюхоногих моллюсков и 17 видами двустворчатых моллюсков, некоторые из которых относятся к числу промысловых. Рыбные популяции представлены десятками видов, в числе которых - навага, таймень, сельдь, корюшка и навага. (с)

Пока ребята добывали съедобное, я обнаружила в воде осколки того самого знаменитого японского фарфора с синим орнаментом, и ...всё, больше ни на что другое не смогла смотреть) Вот они, сокровища :)

Такой вот персонаж вылез на нас посмотреть да себя показать:

Википедия рассказала, что это китайский мохнаторукий краб.

Поблагодарив Романа, двинули поближе к Новиково, откуда на следующий день был старт на маяк Анива. По дороге изумленно наблюдали ход горбуши на реке:

Доехали до Бирюзовых озер и не обнаружили в них бирюзы:

Мыс Евстафия на горизонте:

И завершили день привычным образом:

Маяк Анива
Маяк Анива - давняя мечта, его фото лет 15 стоит на заставке моего ноута, а с прошлого года в столовой висит еще и картина, нарисованная Верой Борисовной Щербо - визуализация Мечты, так сказать. По этой, моей же, ссылочке - и про картину, и про Мечту, и про историю постройки маяка:

Попасть на маяк Анива можно с одной из многочисленных турфирм, которые охотно возят в когда-то забытое, а нынче такой популярное место. Заброска от Новиково около часа на вполне комфортном катере (по сравнению с заброской на Тятю - верх комфорта))

Я, 15 лет мысленно поднимавшаяся по этой винтовой лестнице, испытывала невероятное волнение, оказавшись там:

Маяк заброшен, но стены, лестница и прочие основные конструкции сделаны настолько добротно, что вполне подлежат восстановлению.

Маяк облюбован птицами, преимущественно чайками, которые непрестанным криком выражают возмущение вторжением туристов в их обитель:

Вид сверху красив невероятно!

Время экскурсии пролетело мгновенно, уезжала, скрепя сердце. Эх, пожить бы там хотя б недельку...

Побережье до мыса Анива живописное, много причудливых скал и водопадов:

На обратном пути высадились на Белых скалах - перекус, отдых, гигиеническая остановка. Когда японцы уходили с острова, они для своих диверсантов а скальных гротах и пещерках оставляли "закладки" - продукты, оружие и пр. В той бухте мы видели такой вырубленный ими в скале грот.

Юрик, будучи курсантом кадетского училища, четко усвоил простое, старое и мудрое правило "Солдат спит - служба идет":

К концу похода ложиться спать в любой непонятной ситуации стали и мы:

Вороны попытались было слететься на валяющиеся трупы, но тут трупам велели грузиться на катер, и они встали и пошли, к большому разочарованию птиц:

Южно-Сахалинск
Сутки перед отлетом оставили на прогулки по городу, покупку сувениров и сахалинских деликатесов.

Город ухоженный - много скверов, тематических в том числе (Сквер Пограничников, Сквер Таможенников, Сквер Космонавтов и т.д.), много цветов и зелени, велосипеды напрокат - пожалуйста, гигиенические пакеты для выгула собак в парках - вот вам, пользуйтесь.

Сходили в краеведческий музей, конечно же:

Ребята съездили на "Горный воздух", поднялись на подъемнике:

И, конечно же, на рынок :) А там...

Свежая икра морских ежей:

Домой были привезены футболки, напоминающие о том, что Сахалин напоминал Чехову стерлядь, морская капуста в рулонах, морской виноград в пакетах, краб в контейнерах, копченый палтус, малосольный кижуч, японские соусы, морское "Птичье молоко" с начинкой голубого цвета и фотографией маяка Анива на фантике, карта маяков Сахалина. Магнитик не купился сознательно, ибо будет сделан собственноручно вскорости).

Перед отъездом успели встретиться с еще одним нашим старым другом из туристической юности Сашей Степановым и с тремя его такими клевыми детьми :) Живут они на севере острова, в г.Смирных, а в Южном оказались по случаю торжественной встречи прилетевшей в отпуск старшей дочери Наташи, ныне москвички :)

Последний сахалинский вечер провели, понятное дело, в ресторане корейской кухни - дегустировали всякое незнакомое, делились впечатлениями и подводили итоги похода.

- Игорь, на тебя как-то повлияло наше путешествие?
- О, да! Мои жизненные ориентиры изменились на 90 градусов.
- Может на 180?
- Неет, на 180 - это уже ориентация.
)))

И бонусом к отчету - песня :)

В какой-то вечер речь зашла о туристических песнях. Что поем мы, сплавщики, понятно -
"Мы время свое торопили,
нам ветры побудку трубили,
нас женщины в шутку любили,
а мы их всерьез.
Оставим на завтра заботы,
оплатим все сплетни и счеты,
и вновь ощущенье полета
и высохших слез"

Или вот такое:
"Дожди размоют отпечатки наших кед,
загородит дорогу горная стена,
но мы пройдем, и грянут волны в парапет,
и зазвенит бакштаг как первая струна"

То есть сплошная романтика, "пора, собирайся скорее" и "руку, и душу, и сердце за друга отдам". Ну ладно, иногда попадается "все перекаты, да перекаты, послать бы их по адресу"))

- А что поют альпинисты? - спросила я у Сергея и Димы Л.
- Да нецензурное всякое поют...
- Да ладно!! Колитесь и делитесь!

В общем, теперь у меня есть любимое нецензурное всякое в исполнении А.Овчинникова, и пусть оно будет здесь.

В ЖЖ аудио, увы, не загружается, поэтому - клип. Видеоряд к нам не имеет никакого отношения, но смотреть приятно)

P.S. Привезла домой пакетик с осколками и все думала, что б такое из них сотворить...
Сотворились тории (ворота) "Слезы Карафуто".
Фарфор с Буссе, дощечка и палочки с побережья. Деревянный колокольчик Темыч привез из своей экспедиции в Японию.

Пока повешено на имеющийся шуруп, в дальнейшем, видимо, будет крепление поизящней. И надпись тоже перепишется поровней и покрасивее. Видимо. Но это не точно))

P.S.S.
Один из лучших новогодних подарков сделал мне наш друг Саша Селиванов, пусть он тоже будет тут :)

друзья, путешествия, походы, семья, Сахалин, отпуск, фото