Русский корпус: свидетельства

Feb 05, 2015 22:21

Русский корпус: свидетельства

Автор: Кирилл Александров

«В какой-то момент потрясенный зритель если не понимал умом, то чувствовал интуитивно: "Вот они, проигравшие и побежденные, они - русские. Безусловно. А мы тогда - кто? Я - кто?"» Рецензия на документальный сериал Михаила Ордовского-Танаевского о Русском корпусе, общественный просмотр которого прошел 16-17 декабря в Петербурге.


Великолепный фильм Михаила Ордовского-Танаевского. Главное культурное событие 2013 года. Ничего подобного о русской эмиграции до сих пор снято не было.

Причем об эмиграции настоящей - без соблазнительного примиренчества и сусальной тоски по московским куполам. На экране мы увидели эмигрантов, для которых первенствующее значение имела не абстрактная русская земля, а вполне конкретная трагедия на ней происходившая. Готовых бороться не за землю, а за дух.

Два вечера по три часа. Пролетели незаметно. Странное дело. Вместе с Олегом Шевцовым мы посмотрели первые три серии еще до петербургского показа. Но сейчас впечатление оказалось гораздо более сильным, глубоким и живым. Здесь необходимо отметить величественную музыку композитора Павла Завьялова и очень трудоемкий по сложности монтаж Антон Семенова.

В фильме мало хроникальных кадров, заметное - но не сверхбольшое - количество фотографий. Есть большие панорамы и виды. Города и страны русского рассеяния. Корпусные бункера и остовы ненужных мостов.

Но это все теряется и быстро уходит на задний план. Самое главное в фильме - живые свидетели. Они рассказывают. И даже не сами рассказы по содержанию, но их искренность, тональность иобразность (!) ошеломляют и ставят перед зрителем проблемы, весьма далекие от главной темы. Большего эффекта режиссер добиться не мог.

Три четверти съемочного времени - устная история. Во время тяжелого просмотра порой приходила в голову неприятная мысль о том, что зрители вот-вот устанут от рассказов и разговоров на экране.Перестанут воспринимать. Любой собеседник утомляет. А здесь собеседников оказалось более десятка. Однако почти сто человек смотрели шестичасовой фильм в гробовом молчании. Самым младшим зрителям было 15 и 16 лет. Самым старшим - здорово за 80. Превалировали, вероятно, мужчины и женщины в возрасте 30-50 лет. Отдельно держалась наша молодежь из «Белого дела».

Вместе с тем фильм Михаила Львовича - совершенно не пропагандистский. Ни на грамм. Кстати, в самом слове «пропаганда» нет ничего дурного. Пропаганда - это лишь формирование образа в массовом сознании, а вот уже сам образ - может быть лживым или подлинным. Но вместе с тем пропаганда всегда липуча, навязчива и приставуча.

В фильме о Русском корпусе исключена навязчивость. Спустя 70 лет после окончания самой страшной войны ты смотришь на русских людей, совершенно сознательно взявших в руки оружие для борьбы против советской власти. В любую секунду можно встать и уйти. Почти невероятно, но: не встается. Не уходится. При обсуждении зрители говорили о впечатлениях: хочется смотреть и слушать еще и еще. Дальше. Чем больше слушаешь, тем больше хочется. Конечно, отчасти в такой реакции сработал психологический эффект - большинство зрителей понятия не имели о такой войне. Они ничего о ней не знали. Поэтому фильм оказался откровением.

Некоторые корпусники в своих интервью утверждали, что корпусная эпопея стала продолжением Белого движения. И в контекстевсего фильма это спорное для многих утверждение становилось настолько очевидным, что уже не требовало никаких историософских доказательств.

Самые сильные субъективные впечатления.

1. Корпусники Алексей Легков, Юрий Ольховский и Георгий Шеффер.

2. Полусожженный корпусной кирпичный бункер в Сербии. На стене изнутри углем нарисована Пресвятая Богородица. Уголь сильно осыпался, но рисунок сохранился отчетливо. И бункер тоже. А на лице маленького Спасителя - следы титовских пуль.

3. История про корпусника Михаила Лермонтова - родственника великого поэта - и советскую радистку Аню, спасшую ему жизнь.

Однако на взгляд автора этих строк витало в зале еще нечто, что усиливало впечатление до изумления. Корпусники и другие эмигранты, которых снял Ордовский, категорически отличались от людей советских, проживших всю жизнь в СССР, тем более - от людей постсоветских. Это видели все.

Сказать в чем именно отличались - почти невозможно. Разница неуловима и невербальна. В них не было духовной бедности и примитивизма, страха, лицемерия, желания угодить режиссеру или собеседникам. Они не говорили штампами. Не изображали из себя контрреволюционеров, белогвардейцев, чинов РОВС или членов НТС. Они ни в кого не играли. Не приписывали себе чужих заслуг. Они могли проиграть войну, но не могли проиграть сами себя. Они могли казаться кому-то уставшими - но никак не выглядели сломленными. В них была и ощущалась цельность прожитой жизни, в которой они не врали ни себе, ни другим.

Никто из участников фильма ни разу не заявил о своей религиозности, но она не вызывала сомнений. И вера их оказывалась какой-тодругой. Их религиозные чувства никто не может оскорбить - настолько они подлинны и не нуждаются в мнимых или настоящих хулителях, чтобы себя явить.

Глубина рефлексии производила сильное впечатление. И в какой-то момент потрясенный зритель если не понимал умом, то чувствовал интуитивно: «Вот они, проигравшие и побежденные, они - русские. Безусловно. А мы тогда - кто? Я - кто?» И хотелось - не только режиссеру - быть с побежденными. Так как последнее слово еще не сказано.

И разве не знаем мы, чем еще может обернуться великое поражение? Один из зрителей потом сказал: «Еще года три-четыре назад я бы заявил, что все эти люди - фашисты и жалкие изменники, предатели. А сейчас… Ну, у меня даже какая-то жалость к ним появилась». А разве нас, сегодняшних, не стоит жалеть больше?

Конечно, фильм Михаила Ордовского-Танаевского не покажут по центральным каналам. В нем нет лжи и слишком много вопросов для размышлений. Они горьки и суровы для любителей восторженных побед и ликований. Но главный вопрос по существу один.

В конце своего интервью его задал корпусник Юрий Ольховский.

А победитель кто?..

P. S. По сообщению Михаила Львовича Ордовского-Танаевского, в Москве общественный просмотр состоится в Доме Русского зарубежья весной 2014 года. Возможно, что еще до этого события фильм будет опубликован на специальном сайте, который создается в настоящее время.

http://beloedelo.ru/actual/actual?193

image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



Комментарий митр. Агафангела : Этот фильм желательно посмотреть всем, кто хоть немного интересуется русским зарубежьем и РПЦЗ. Типичные представители старой русской эмиграции, сохранившие русский язык, не умеющие писать по "новой орфографии", хранители еще той, царской России.

    Previous post Next post
    Up