Новые тенденции в отношениях коптской общины и властей Египта

Apr 23, 2010 14:00

...

Коптской Православной Церкви (КПЦ) отведена значительная роль в жизни коптской общины. Она представляет около 90% христианского населения страны , является для него самым главным связующим институтом. Авторитет КПЦ также простирается и за пределами православной коптской общины. Так, функционирующие в среде коптов светские организации, несмотря на позиционируемое ими «инакомыслие», тем не менее стремятся получить благословение и одобрение своей деятельности со стороны главы церкви. Фигура нынешнего патриарха КПЦ Папы Шенуды III также пользуется большим уважением среди представителей мусульманского духовенства и властей Египта.

Начиная с 1970-х годов роль КПЦ в жизни коптской общины и государства усиливалась. Начало этому процессу было положено в период правления А. Садата. В условиях роста напряженности в отношениях между коптами и мусульманам КПЦ выступила не только как представитель интересов коптского меньшинства, но и как медиатор в межконфессиональных противоречиях. Позиция церкви, направленная на поддержку межобщинного духа в Египте, не могла встретить активного сопротивления со стороны властей, поэтому усиление роли КПЦ в этот период шло естественным образом.

Этому процессу способствовало также еще как минимум одно важное обстоятельство. На волне садатовской политики «открытых дверей» вместе с приходом в Египет западных компаний и предприятий в стране стали активно распространяться модернистские настроения, происходило активное приобщение египетской элиты к нормам жизни западного общества потребления. Подобные перемены в образе жизни обернулись общей деморализацией и секуляризацией египетской интеллигенции, государственных управленцев, а также молодежи. Религиозные институты и организации Египта постепенно стали терять влияние над этой растущей массой «модернистов». Не поддающееся контролю идейное брожение в египетском обществе представляло опасность и для властей.

Усилия КПЦ по предотвращению деморализации и секуляризации общества были поддержаны властями. Это способствовало укреплению авторитета церкви и привело к ее более глубокой вовлеченности в гражданские и государственные процессы.
Несмотря на усиление своей роли в жизни коптской общины за последние годы, КПЦ по-прежнему остается центром преимущественно конфессионального и социального, а не политического, представительства интересов египетских христиан. Это связано прежде всего с принципиальным нежеланием папы Шенуды III и его окружения вмешиваться в политическую борьбу в стране, а также потерять ресурс доверия со стороны властей. Кроме того, вмешательство КПЦ в политическую жизнь страны может «поссорить» церковь с исламскими институтами и авторитетами. Допустить это в условиях необходимости активного поиска решения непрекращающихся коптско-мусульманских конфликтов было бы неправильным.

Инициированные Х. Мубараком (1981 - по настоящее время) в 2005 - 2007 гг. конституционные реформы стали важным этапом не только в политической жизни Египта, но и в отношениях КПЦ и властей . Первые за последние тридцать с лишним лет серьезные изменения конституции породили в среде коптского православного духовенства разговоры о необходимости внесения поправок к статье 2 основного документа страны, согласно которой шариат является основным источником законодательства . Однако глава КПЦ заявил, что не будет участвовать в спорах по поводу дальнейшего изменения конституции . Он также официально поддержал кандидатуру Х. Мубарака накануне первых в истории республиканского Египта альтернативных президентских выборов , тем самым вновь подтвердив, что церковь по-прежнему не намерена вмешиваться в политику.

Позицию главы КПЦ разделило не все коптское православное духовенство. Одним из наиболее ярких сторонников внесения поправок в статью 2 конституции Египта стал официальный пресс-секретарь церкви отец Маркос. В начале 2007 г. он потребовал от властей изменить роль шариата в египетском законодательстве, превратив его из «основного источника» в «один из источников» регулирования правовых норм. Его инициатива была поддержана некоторыми представителями коптской интеллигенции и правозащитниками .

Во избежание раскола церкви и общины прихожан по политическим мотивам, а также ради сохранения относительно ровных отношений церкви и власти папа Шенуда III отстранил отца Маркоса от занимаемой им должности.

Таким образом КПЦ удается сохранить относительный паритет в своих отношениях с властями, а позиция принципиального невмешательства в большую политику, которой придерживается глава церкви и которую, соответственно, разделяет большая часть православных коптов, пока нейтрализует возникающее напряжение. Вместе с тем стоит понимать, что огромную роль в этом играет фигура нынешнего главы КПЦ. С его уходом, если египетские власти не пойдут на определенные уступки требованиям коптской общины, отношения церкви и государства могут обостриться...

// Полный текст статьи см.: Вестник РГГУ. Сер. "Политология. Социально-коммуникативные науки". № 1(1). М., 2010. С. 199-209.

копты, Египет

Previous post Next post
Up