ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН» В ПАРЛАМЕНТЕ ЕГИПТА: ПУТЬ К СИСТЕМНОЙ ОППОЗИЦИИ

Apr 23, 2010 13:55


В декабре 2005 г. на выборах в нижнюю палату парламента Египта Народное Собрание (НС) оппозиционное движение Ассоциация «Братья-мусульмане» (АБМ) одержало невиданый со времен своего возникновения (1928 г.) успех. Независимые кандидаты от АБМ получили 88 депутатских мест, что составляет около 1/5 454-местного парламента и таким образом сформировали в нем крупнейший за всю историю республиканского Египта оппозиционный блок . Полномочия Народного Собрания Египта текущего созыва, согласно конституции АРЕ, истекают в декабре 2010 года. Однако уже сейчас, спустя почти половину срока работы нынешнего состава парламента можно подвести некоторые итоги участия блока «Братьев-мусульман» в его работе, а также спрогнозировать, в каких направлениях будет развиваться эта работа в оставшийся срок действия полномочий текущего парламента.

Расклад сил внутри Народного собрания

Согласно Конституции Египта, страна является президентско-парламентской республикой с чуть большим перевесом силы в сторону главы государства, где также подразумевается достаточно сильная роль законодательного органа страны . Однако в силу действия в Египте закона о чрезвычайном положении (с 1981 г. по сегодняшний день с перерывом на 8 месяцев с сентября 2005 г. по апрель 2006 г.) конституционный потенциал Народного собрания не может быть реализован в полную мощь. Возможности оппозиции, согласно этому закону, существенно ограничены , поэтому и ее представительство в законодательном органе страны является недостаточным для его полноценной работы (объединенная оппозиция вместе с независимыми депутатами занимает сегодня 130 депутатских кресел в 454-местном парламенте).

Работу НС определяет в основном блок пропрезидентской Национально-Демократической партии (НДП). Согласно конституции страны, Народный Совет принимает решения абсолютным большинством голосов присутствующих на заседании депутатов (ст. 107 ). Кроме того, возвращенный президентом в НС законопроект приобретает силу закона в случае одобрения его большинством депутатов парламента в 2/3 голосов (ст. 113). Большинство депутатов имеет также право подписывать требование президента о собрании внеочередной сессии парламента (ст. 102), принимать решение о вотуме недоверия заместителям председателя Совета министров, министрам или их заместителям (ст. 126), утверждать генеральный план экономического и социального развития (ст. 114), а также единый государственный бюджет (ст. 115). Согласно поправкам к конституции (март 2007 г.), решения НС о предложении или исправлении законопроекта принимается как минимум 1/3 голосов. Таким образом, все ключевые рычаги влияния в НС оказались в руках у депутатов блока от НДП (311 человек) .

Депутаты и партии, оказавшиеся в меньшинстве, в том числе и «Братья-мусульмане», имеют следующие права. Как минимум 1 депутат НС имеет право вносить законопроекты на обсуждение всего парламента (ст. 111); каждый депутат имеет право обращаться к председателю совета министров и его заместителям или министрам и их заместителям с вопросами по проблемам, входящим в их компетенцию, а также снимать поставленный им вопрос с обсуждения (ст. 124); одна десятая часть депутатов может выдвинуть требование о выражении недоверия заместителям председателя совета министров, министрам или их заместителям (ст. 126), а также поставить вопрос об ответственности председателя совета министров, однако решение о лишении полномочий председателя совета министров принимается большинством голосов (ст. 127); группа депутатов в составе не менее двадцати человек может потребовать включения в повестку дня обсуждение общегосударственного вопроса с целью выяснения политики правительства по данному вопросу (ст. 129); также как минимум 1 депутат может высказать свое мнение по государственным вопросам председателю совета министров, его заместителям или министрам (ст. 130), однако, опять же, это мнение не имеет обязательного к исполнению характера. Таким образом, круг полномочий депутатов, оказавшихся в парламенте в меньшинстве, выглядит относительно узким.

Однако несмотря на эти сдерживающие факторы, участие представителей крупнейшей и мощнейшей оппозиционной группы «Братья-мусульмане» в работе парламента сбрасывать со счетов было бы неверно, особенно если посмотреть на уже известные цифры результатов выборов в НС от декабря 2005 г. под несколько иным углом. Ведь в текущий парламент прошли 58,2% всех баллотировавшихся кандидатов от АБМ по сравнению 33,5% от НДП , и это при том, что египетские власти задействовали накануне и в ходе выборов мощный административный ресурс, которого не было у «Братьев-мусульман». К тому же по сравнению с предыдущими выборами в Народное собрание они увеличили свое представительство в парламенте более чем в 4 раза (в 2000 г. они получили только 17 мест ). «Впервые Национально-Демократическая Партия почувствовала, что она не является единственной силой в парламенте», - пишет по этому поводу старший аналитик египетского Центра политических и стратегических исследований «Аль-Ахрам» Диаа Рашван.

Парламентский блок «Братьев-мусульман» в силу своей малочисленности так и не смог наложить вето ни на один из проектов, которые были направлены в парламент исполнительной властью и которые, как правило, подвергались жесткой критике со стороны руководства АБМ. Один из ярких примеров - возобновление действия закона о чрезвычайном положении в Египте в мае 2006 г. Спустя несколько дней после взрывов в курортном городе Дахаб на Синайском полуострове, депутаты Народного Собрания большинством голосов одобрили предложение президента Мубарака о восстановлении действия на территории страны закона о чрезвычайном положении, который был приостановлен в сентябре 2005 г. накануне президентских выборов. 91 голос «против», в том числе и голоса депутатов от АБМ, не смог повлиять на решение Народного Собрания. По мнению парламентской оппозиции, восстановление действия закона о ЧП существенно урезает роль политических партий и гражданских организаций, кроме того, таким образом правительство снова подчеркнуло свою руководящую роль в борьбе с теми, кого оно называет «исламскими экстремистами».

Но перед тем, как подводить предварительные итоги деятельности парламентского блока «Братьев-мусульман» и составлять прогноз его дальнейшей работы в Народном Собрании текущего созыва, необходимо рассмотреть основные задачи официального документа под названием «Предвыборная программа «Братьев-мусульман» - 2005» . В основу его легли положения «Инициативы реформ», с которой АМБ выступила в марте 2004 г. Отталкиваясь от статьи 2 Конституции страны, в которой говорится, что «принципы шариата являются основным источником законодательства», «Братья-мусульмане» призывают в своей программе начать полномасштабную реформу в стране на основе так называемого «исламского пути» (аль-манхадж аль-ислами). И в первую очередь, необходимо начать «нравственное реформирование» (ислах ан-нуфус, дословно: «реформирование душ»). В области же политического и социально-экономического развития «Братья» смягчили свои требования, отказавшись от принципа построения в Египте исламского государство по образцу халифата, о чем говорится в их «Общем уставе» 1982 г.

Первая часть предвыборной программы посвящена защите и борьбе за основные права и принципы гражданского общества (общегражданские права, права женщин и детей, требование сделать СМИ независимыми от власти, свобода учреждения партий и т.д.), вторая - основным принципам развития промышленной, сельскохозяйственной, строительной и научной отраслей. Третья часть программы посвящена основным направлениям будущей реформы. В реформе, в свою очередь, выделяются три основных направления - политическое, экономическое и социальное.

Первое направление реформы - политическое. Ассоциация выступает за демократическую парламентскую и конституционную республику «в рамках принципов ислама». Основные полномочия исполнительной власти должны быть распределены между президентом республики и премьер-министром: первый ответственен за такие стратегические области, как оборона, национальная безопасность, а также внешняя политика; второй - за сельское хозяйство, промышленность, торговлю, образование, здравоохранение и так далее. Развитию демократии мешают коррупция и агрессивный захват ресурсов властью. АБМ предлагает бороться с этим при помощи двух методов. Во-первых, это уже имеющийся конституционный механизм контроля и ответственности ветвей власти друг перед другом, который заложен в Статье 159 Конституции («Президент Республики и Народное собрание имеют право поставить вопрос о привлечении министра к судебному преследованию за правонарушение, совершенное им при исполнении служебных обязанностей»). Во-вторых, нужно сократить количество министерств, которые дублируют функции друг друга.

Помимо этого АБМ призывает начать финансовую и административную децентрализацию местной власти, передав муниципалитетам часть федеральных функций. В области демократизации одним из приоритетов является построение гражданского общества. Для этого необходимо внести поправки в закон о местных профсоюзах и разработать новый законопроект, который выведет административную деятельность профсоюзов из-под контроля правящей партии или какой-либо политической силы и так далее.

В области национальной безопасности необходимо привести внутреннюю политику в соответствии с принципом активного взаимодействия между властью и народом, а также поддерживать демократические преобразования, один из принципов которых заключается в том, что мусульманская община (умма) является источником власти. Что касается внешнеполитических приоритетов, то в первую очередь стоит развивать отношения с арабо-мусульманским миром, в особенности с ближайшими соседями Египта - Ливией и Суданом (напомним, что в этих двух странах активно действуют ячейки международной организации «Братья-мусульмане», а в Судане активисты из этого движения стояли во главе военного переворота 1989 г.). Помимо этого АБМ обязалась оказывать поддержку всем национальным арабским движениям на «оккупированных» территориях (Палестина, Голанские высоты и Ирак); работать в направлении создания политического единства всех арабов в противостоянии «сионистской политике»; пересмотреть «египетско-сионистские отношения»; отменить закон, который запрещает оказывать материальную поддержку народам оккупированных государств и так далее.

Второе направление реформы - экономическое...

// Полный текст статьи см.: Вестник РГГУ. Сер. "Востоковедение. Африканистика". М., 2009. С. 178-194.

Египет, Братья-мусульмане

Previous post Next post
Up