КС умер. Да здравствует...?

Sep 23, 2013 18:01

Да, не приживается демократия в России. Собрались приличные (а, может, и неприличные) люди в КС, погудели и разбрелись по углам. Никто ничего не понял. А в идеале должна была получиться модель демократического  "протопарламента". Не вышло ( Read more... )

демократия, Тимофеев-Ресовский

Leave a comment

Comments 19

access07 September 23 2013, 14:24:34 UTC
КСО не имел никакого отношения к демократии, как мне кажется: Ноев ковчег, всякой твари по паре.

Reply

cheralpa September 23 2013, 14:31:53 UTC
А что у нас имеет отношение к демократии? Был шанс создать работающую демократическую модель (лабораторную, да) разношерстных политиков, которые бы поставили свои амбиции чуть ниже понимания важности создания такой модели. Но, оказалось, что амбиции все же дороже... Оттого я так мизантропически воспринимаю кончину КС.

Reply

access07 September 23 2013, 14:34:24 UTC
По тому, как проходили выборы в этот самый КС, всё уже было ясно: половину голосующих просто взяли и выкинули из процесса на последнем этапе. 90 тысяч коту под хвост, неплохо так отдемократились :)

Reply

cheralpa September 23 2013, 19:43:21 UTC
Я как-то упустил этот сюжет :( А есть об этом где-нибудь развернуто? Очень любопытно.

Reply


k_frumkin September 23 2013, 15:37:07 UTC
Недо однако иметь ввиду, что мнение Тимофеева-Ресовского,при всей его "эффектности" укладывается в двухсотлетнюю традицию антидемократической реакционной риторики, которая всегда была эффекта- в общем о которой можно сказать, что она была исторически проигрышной,и "собака лает, караван идет".
Пишу этот комментарий, поскольку сейчас читаю книгу Хиршмана "Риторика реакции".

Reply

cheralpa September 23 2013, 19:40:58 UTC
Я, к сожалению, не читал книги Хиршмана (упущение), но хочу заметить, что история России тоже укладывается в ложе антидемократической традиции: короткое торжество демократии ( февраль - октябрь 1917 года, 1991 - 1993 года) как-то подозрительно быстро прерывалось. Есть мнение (об этом писал, например, Бибихин), что это оттого, что традиции права (которые должны быть впереди традиций демократии) у нас так и не привились со времен, когда мы право восприняли в византийской пышно-декоративной обертке. Суть гражданского права бесконечно далека от мира российских обывателей. Очень хотелось бы ошибаться...

Reply

k_frumkin September 23 2013, 19:53:40 UTC
Но если отвлечься от России и взглянуть на происходящее со всемирной точки зрения, то можно приобрести больше оптимизма. В мире - при большом количестве оговорок, слабо, нелинейно, постепенно но все же пробивается тренд к демократизации. Даже в латинской Америке после всех диктатур возникают достаточно устойчивые республики. Даже в Южной Корее с ее чередованием империй и диктатур. даже в Пакистане и Турции появилось что-то вроде ротации властей. тут могу отослать к книге Чарльза Тилли "Демократия" , где подробно говорится о мировом тренде к демократизации.

Reply

cheralpa September 23 2013, 20:04:45 UTC
А когда появился этот тренд? Насколько он устойчив? От чего зависит? Может, он сугубо краткосрочный? Есть корреляция между уровнем экономики и созданием сопутствующих демократических институтов. Страна начинает жить лучше - и вводит у себя демократию. Но как только мировая экономика начнет трещать по швам (а это всерьез случится с миром, по прогнозам, лет через 10, когда потенциал нефтяной экономики окончательно будет исчерпан), наступит конец и декоративной демократии в странах, чей успех напрямую зависит от локомотива тянущей мировую экономику США. Кстати, после первой мировой демократия удержалась только в странах-победителях. В проигравших странах от нее ничего не осталось.

Reply


egovoru September 24 2013, 13:02:43 UTC
"Все понимают, что демократия не является совершенной. Правильно было сказано, что демократия - наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени".

Reply

cheralpa September 24 2013, 13:41:14 UTC
Да, хорошее напоминание.

Reply


Leave a comment

Up