Моё Заречье. Часть 1. 1952 год. Предки.
Моё Заречье. Часть 2. 1953 год. Дом.
Моё Заречье. Часть 3. 1954 год. Церковь.
Так получилось, что, начиная с прадеда, наша семья игнорировала церковь, которая находилась всего в нескольких десятках метров от нашего дома. Мой прадедушка Николай Александрович Михайлов рассердился на священника за то, что тот после службы заходил к соседям, а дом моего прадеда пропускал. Когда это повторилось несколько раз, то Николай Александрович заявил священнику: "Больше я в церковь ходить не буду". И не ходил. Чтобы угодить мужу, перестала ходить в церковь и его жена, моя прабабушка Екатерина Филипповна.
После революции мой дед, который всегда лояльно относился к существующей власти, никогда не посещал церковь, хотя и дружил с соседями-священниками. Моя бабушка очень любила дедушку, поэтому тоже не ходила в церковь. А после войны она ещё и стала членом компартии.
О лояльности дедушки к власти. Хорошо помню, что у деда было несколько коробок пластинок с речами Сталина. Пока у нас не появилась радиола, дед частенько ставил на патефон пластинки с речами Сталина. Особенно мы с ним любили слушать те пластинки, где Сталин "шутил", а зал дружно смеялся. После ноября 1961 года, когда начали массово сносить памятники Сталину, дедушка сдал все эти "сталинские" пластинки в пункт вторсырья, которые находился как раз на том месте, где потом построили Северный автовокзал.
О церкви и о священниках, которые жили с нами по соседству, в прошлом году я написал статью, которая была опубликована Информационным агентством "Знак" в рубрике "
Тайны старого Челябинска". Здесь я расскажу только о том, что осталось за рамками статьи.
До 1910 года и до революции Симеоновская церковь, или просто Семёновская церковь, выглядела просто и изящно.
В 1920-е и 1930-е годы пустырь с южной части церкви использовался в качестве места для толкучки ли барахолки. Вот, как на фото 1933 года.
В эти годы частенько к нам в Заречье приезжала кинопередвижка, на воротах нашего дома натягивали белое полотно и летом в вечерние часы демонстрировали антирелигиозные фильмы. Моей маме запомнился, например, фильм "
Праздник святого Йоргена" с Игорем Ильинским.
В наших семейных альбомах хранится несколько фотографий Семёновской церкви 1943-1946 годов. Это фото 1943 года.
Осень 1945 года
1946 год
Тоже 1946 год. За рулём мотоцикла мой дядя Геннадий Иванович Стариков, в коляске моя бабушка Старикова Фаина Николаевна и мои троюродные брат и сестра - Герман и Мила. На дальнем плане - западный главный вход на территорию церкви.
Я родился осень 1948 года, а вскоре мою прабабушку Екатерину Филипповну парализовало, Она пролежала в таком состоянии более трёх лет, до самой смерти. Бабушка и дедушка работали, а в ясли, а потом в детсад, устроить было чрезвычайно трудно. Мама закончила пединститут и пошла работать в школу №44. Отец работал в милиции, но спился. Мама ушла от него. В результате, пришлось искать для меня няньку. Уговорили на эту работу дальнюю родственницу - бабу Нюру. Она приехала в наш дом с большим сундуком, на котором и спала. Возилась она со мной до тех пор, пока бабушка с дедушкой не ушли на пенсию, то есть до 1958 года. Вот фотография 1954 года, слева направо: баба Нюра, я и бабушка Фаина Николаевна.
Баба Нюра была набожной, регулярно посещала церковь. В подполе она хранила зелёную бутылку со святой водой. Её сын Павел несколько раз подряжался красить купола Семёновской церкви. Как он это делал, я не помню. Но обходился без лесов, вроде бы, с помощью верёвок.
На фотографии 1950-х годов хорошо виден пустырь, на котором в 1930-е годы была барахолка. Справа - краешек забора пивнушки с народным названием "Голубой Дунай". Не помню, чтобы я хотя бы раз был внутри церкви, а вот в пивнушку несколько раз заглядывал. Там на высоких стойках стояли кружки с пивом, пахло воблой и табаком.
В начале 1960-х годов моя бабушка, как председатель уличного женсовета, организовала посадку кустов и деревьев на этом пустыре, между церковной оградой и пивнушкой. Траншеи под кусты вырыл небольшой роторный экскаватор. Деревья и кустарники посадили курсанты автомобильного училища и учащиеся старших классов школы №15.
На последней фотографии виден южный вход на территорию церкви. Около него обычно сидели нищие. Мы любили крутиться около них и слушать их разговоры. Хорошо помню, как одна из нищенок рассказывала о том, что ей кто-то отдал под жильё сарай во дворе. Она там сделала небольшое окошко и очень была довольна таким пристанищем.
С северной стороны церкви в окнах была мозаика. Забор там подходил достаточно близко к зданию церкви, поэтому пацаны обожали из рогаток стрелять по этой мозаике.
В начале 1960-х годов начали строить здание Северного автовокзала. Где-то в 1962-1963 годы приступили к созданию посадочной площадки и отстойника для автобусов. Бульдозер начал выравнивать площадку - обнажились ряды гробов. Это было старое кладбище. Пацаны вытаскивали черепа и выкладывали их перед воротами в церковь.