20 сентября 2002 года в ущелье реки Геналдон произошел катастрофический сход ледника «Колка», который полностью уничтожил несколько посёлков и унёс жизни более ста человек, среди которых была и съёмочная группа Сергея Бодрова-младшего. Во время нашей экспедиции в Осетию в мае прошлого года мы посетили это место. О том как сейчас живут в Кармадонском ущелье - сегодняший репортаж.
Мы движемся на запад от Владикавказа и, у селения Гизель сворачиваем на узкое разбитое асфальтированное шоссе. Судя по его состоянию, тут давно не было ремонта, да и движение практически полностью отсутствует. "Это старая дорога на Кармадон" - начинает свой рассказ наш водитель Феликс. "Раньше весь путь занимал чуть более двадцати минут, сейчас - почти два часа". За почти 8 лет, прошедших со времени схода ледника, дорогу не восстановили. И едва ли восстановят. Сегодня ущелье реки Геналдон объявлено «красной зоной», где запрещено любое строительство. Сходы ледника «Колка» происходят с периодичностью раз в 50-60 лет, но из-за того, что климат Земли теплеет, некоторые учёные предупреждают о возможностях нового схода уже через 20-25 лет.
1. Старое шоссе на Кармадон. Дорога, уходящая справа, прервётся через несколько километров - дальше её попросту смыло. Разрушено не только дорожное полотно, но и два Кармадонских тоннеля, в которых считалось что могли найти спасение люди из съёмочной группы Бодрова.
2. Сход ледника повлёк за собой огромную массу грунта, камней и всего того, что попадалось ему на пути. Но всё-таки, пройдя несколько десятков километров, спустившись в долину реки Гизельдон, селевой поток остановился. Сейчас на берегу, напротив этого места, стоит памятник: человек, которого затягивает сель. Шансов спастись в подобной ситуации нету никаких. Катастрофа унесла жизни 135 человек, тела большинства их них, скорее всего, никогда не будут найдены.
3. Посмотрим на старую карту. Прекрасно видна старая дорога в Кармадон. Поскольку сейчас она разрушена, всем приходится ехать в большой объезд через Фиагдонское ущелье. Маршрут в три раза длинее, проходит через горный перевал и занимает почти два часа.
4. Дорога на Фиагдон.
5. Фиагдон. Мы отправились в эту поездку 9 мая 2010 года, то есть в день 65-летия Победы. У бюста Сталину - свежие цветы. Кстати, в Осетии принято считать, что Сталин был осетином.
6. Мы продолжаем движение из Фиагдона в Кармадон. На этой грунтовой дороге, серпантином кружащей по горам, изобилующей опасными поворотами и крутыми спусками, регулярно устраняются последствия схода лавин и обвалов. Другой дороги в Кармадонское ущелье сейчас нет.
7. Миновав
некрополь Даргавс - «город мёртвых», спустя еще несколько километров, прибываем в Кармадон.
8. Здание санатория «Новый Кармадон». Один из многих недостроев конца 80-х годов прошлого века. Зелёные домики справа - погранзастава.
9. Для работников нового санатория также были построены новые жилые дома. Сейчас они пустуют. Пятиэтажка слева, по рассказам местных жителей, была возведена гораздо раньше.
10. И с этого момента, глазам начала открываться страшна картина произошедшей здесь трагедии. Вот это самое серое ложе и есть величина ледово-каменного селевого потока, который со скоростью около 150-200 км/ч обрушился в ущелье.
11. Зайдём в гости к одному из местных жителей. Его дом стоит тут уже несколько десятилетий. Тут же находится и их фамильная родовая башня. Его дом не пострадал при сходе ледника потому как находится на несколько десятков метров выше дна ущелья. Вообще, как я понял, Кармадон - это достаточно растяжимое понятие, относительно населённого пункта. Доподлинно известно лишь только то, что раньше их было два: Верхний Кармадон (2300 м) и Нижний Кармадон (около 1500 м). Посёлок Верхний Кармадон был полностью уничтожен сходом ледника 20 сентября 2002 года.
12. Вид в сторону гор. Обратите внимание на прерывающуюся дорогу в выемке справа. Это и есть та самая дорога, по которой мы ехали вначале к тому месту, где установлен памятник.
13. А так это место выглядело спустя несколько дней, после катастрофы. Справа виден кусок дороги, который есть на снимке выше.
14.
15. Местные жители помнят эти события как будто бы они были вчера. От жуткого грохота люди выбегали на улицу. Ледник нёсся вниз по ущелью, переворачивая машины, разрушая дома...
16. А теперь прогуляемся. Попытаемся подобраться ближе к месту, где погибла съёмочная группа Сергея Бодрова.
17. Мы пришли к тому месту, где был разбит спасательный лагель. Еще цела землянка, в которой несколько месяцев после катастрофы жили родственники погибших и пропавших без вести. Они до последнеги пытались найти своих родных. Именно на свои деньги они заправили вертолёт, чтобы осмотреть зону бедствия с воздуха. С помощью вертолёта так же пытались установить точное место нахождения порталов тоннелей, в которых предполагалось, что могли находится люди.
18. Внутри землянки.
19. Вот где-то там, в том направлении погибла съёмочная группа Бодрова-младшего.
"...Съемки были закончены, и люди начали собираться в обратный путь, во Владикавказ. Но спустя 20 минут после того, как оператор зачехлил кинокамеру, над головами киношников раздался дикий грохот...
Съемочная группа, проводники, шесть сопровождающих милиционеров, восемь актеров местного театра «Нарты» и местные жители с ужасом смотрели на летящую на них лавину льда, воды, камней, песка...
Поиски пропавших 135 человек продолжались до 11 августа. В марте 2003 года поиски возобновились, в дело пошла 42-тонная буровая установка, которая на двадцатой попытке пробилась в Кармадонский тоннель, где могли скрываться 40 человек, участников съемок фильма. Но тоннель оказался пуст. Поиски прекратили, но местные жители еще полтора года искали родственников, поскольку по обычаям Осетии непохороненный человек считается проклятым. Тогда нашли тела 19 погибших, остальных посчитали пропавшими без вести. Установка, пробурив скважину диаметром 1,2 метра и достигнув глубины 70 метров, ничем помочь не могла, поскольку ущелье оказалось завалено льдом и камнями на глубину 120-150 метров. Докопались только до середины..."
20.
21. Рядом с местом, где был разбит лагерь, сейчас стоит мемориальный памятник.
100-процентный кроп доски (знаю, что качество плохое, но можно разобрать) на всякий случай, вдруг кто-то увидит своих родных.
22. Спускаемся ниже, к речке Геналдон.
23. Официальная спасательная операция МЧС была прекращена спустя две недели после катастрофы, по причине того, что по заключению спасателей «искать просто некого». И в самом деле, стоя вот здесь, разглядывая то, какие камни летели тут со скоростью 150 км/ч, невольно задумаешься и придёшь к выводу о том, что спастись тут не мог никто.
24.
25. Там дальше и глубоко внизу находятся Кармадонские тоннели. Считается, что именно они приняли на себя основную нагрузку и благодаря им удалось снизить силу и скорость селевого потока. Иначе, вполне вероятно, что смыло бы и Гизель и мост на трассе Алагир - Владикавказ.
26. А вообще, тут конечно очень красиво.
27.
28.
29.
30. Последний кадр внизу и начинаем снова подниматься наверх. Идти внизу, тем более одному, опасно (вся наша компания уже поднялась наверх раньше) - дальше начинаются луга, на которых пасут скот пастушьи собаки. Это самые настоящие волкодавы, не различающие на свете никого, кроме своего скота и хозяина. Все остальное для них - опасность, подлежащая уничтожению.
31. Поднимаясь по сколону, я присмотрелся под ноги и обнаруживаю страшную находку: ни что иное как подошва от ботинка... рядом еще женский сапог...
32. Кажется остатки домашнего крана-сместителя... Ледник снёс чей-то дом, а сейчас вытаевает эти вещи. Не исключаю, что тут, если долго перебирать всю эту гору гамней, то можно найти другие вещи, а возможно и более страшные находки...
33.
34. Кармадонские ворота.
35.
36. Груды камней, песка и грунта в нескольких местах перекрыли маленькие горные речки, из-за чего образовались небольшие озёра. Приглядитесь внимательно: первые этажи этих домов затоплены.
37. Я могу ошибаться, но как я понимаю, справа в облаках прячется вулкан Казбек.
Весной 2007 года, а именно 28-29 мая, во Владикавказе проходила Международная конференция «Инновационные технологии для устойчивого развития горных территорий Северной Осетии», где и был подведен итог изучению причин схода ледника Колка. Причина установлена: сход ледника явился следствием газового выброса спящего вулкана Казбек.
Ведущий специалист Северо-Кавказского горно-металлургического института Михаил Бергер пояснил: «Под слоем льда Колки долго накапливались вулканические газы, идущие из-под склонов Казбека. Гора считается потухшим вулканом, но под ней еще достаточно тепла, чтобы давать выбросы магматических газов, а когда их давление стало критическим, произошел взрыв, и 22 миллиона тонн льда и горных пород рухнули в долину».
38. Ну то, что в горах на закате красиво, это известно всем.
39.
40. Темнеет. Нам пора возвращаться обратно во Владикавказ.