Побег из Кулаева

Mar 10, 2024 09:57


<<< Здесь предыдущая глава. Казань, сентябрь 1966. Мы уже на втором курсе, но, как и год назад, нам дали проучиться всего три дня, а потом отправили на картошку, на сей раз поближе: всего за тридцать километров от города. Это было село Кулаево в Пестречинском районе, довезли нас на автобусе. Дорога, прошу заметить, не везде асфальт, а местами вообще просёлок.





Организация быта в этом совхозе была такая: питались мы в столовой, наш куратор Иван Захарович выдавал каждому по пять рублей в неделю. Ночевали небольшими группами у местных жителей. В первый же день мы были шокированы отсутствием сортиров в принципе: нам предложили справлять нужду в хлеву, рядом со скотом. А чотакова? Всё перегниёт. Уж не помню, где мы умывались.

В поле нас отвозили в кузове трактора, и обратно привозили так же. Среди девчонок был всего один юноша Рустам, сын министра культуры. Кстати, никогда не кичился этим, был прост и приветлив в общении. Помню эпизод: мы ехали в кузове, было холодно с ветерком, а я без шапки, съёжилась и куртку натянула на голову. Рустам был в кепке, а предложить свою кепку мне постеснялся, но снял её из солидарности со мной, и тоже сидел на ветру.



Рустам Жиганов с отцом Назибом Жигановым, фото не моё

**



на картошке

Погода не давала нам работать в поле: картофелекопалка не шла в дождь. Делать в селе нечего, я даже стих написала:

Сеет мелкий-мелкий дождичек,
на работу нам пора,
а работать нам не хочется,
пьём мы с самого утра.
И пускай Иван Захарович
и ругает нас, и бьёт,
мы не выйдем в поле мокрое,
пусть дождище льёт и льёт.
**

И вот мы с Татьяной решили прогуляться до райцентра. Встали да пошли, никому не сказав. Это была авантюра чистой воды, мы никакого плана не имели, туристских объектов не знали, даже карты не видели, как идти, ни у кого не спросили про автобус. Знали только направление, и что до Пестрецов шесть километров. Карманные деньги с собой были на всякий случай.



местный парнишка образца 2023 года

По дороге нас подвёз на телеге местный парнишка, напутствовав при высадке матерным словом. Опять я шокирована: за что он так нас? Ещё не знала я такой особенности местных сельчан: разговаривать на языке мата. Парень других слов не знал с младенчества.
В Пестрецах тоже нечего делать, а до музея-усадьбы Ленина в Кокушкино ещё семь километров, и автобуса нет. Купили в магазине конфет, и пошли обратно в Кулаево. Там нас встретили нервным криком: вот они, бродяжки! Оказывается, нас потеряли, заметив, что мы в столовую на обед не явились. Уже легенды стали сочинять про волков, про беглых уголовников, маньяков: ну куда среди белого дня две девушки могли исчезнуть?
Особенно был зол Иван Захарович: он уже успел позвонить в деканат и сообщить Галимзяну Фазлеевичу о нашем исчезновении. Приговор был прост: нас отсылают с работы в город и лишают стипендии на семестр за нарушение правил пребывания в совхозе. А вот с правилами-то просчёт: нас не знакомили с ними, и мы не подписывались.
**

Утром мы собрали рюкзачки и ушли по той дороге, которой нас привозили. Автобусов не было, шли на авось, что попутка подберёт. Но просёлок оказался довольно длинным, хорошо, что по пути стояли копны сена, в которых можно было отдыхать. Я уставала, а Татьяна шла почти без привалов. Наконец, мы вышли на приличную дорогу, где стояло большое село. Купили хлеба, спросили у одной хозяйки молока, она продала нам трёхлитровку. Попросились сесть за стол - разрешила. Там мы перекусили хлебом и молоком, но выпили не больше половины банки, оставили хозяйке. Долго потом жалели: эх, сейчас бы того молока, которое не допили в Богородском!
Уточнив направление у местных, мы пошли дальше на Казань. Когда оставалось километров семь, нас подобрала большая «Колхида», в кабине хватило места для нас двоих. Водитель, конечно, интересовался, откуда идём, мы ему плели всякие небылицы про Чистополь. Он только качал головой с недоверием: весёлые, мол, попутчицы, аж от Чистополя топают! Да, тогда не было навигаторов и смартфонов, не проверишь свой маршрут.



вот такая была машина "Колхида", фото из интернета

** Продолжение следует >>>

Казань, житейское, хроники шестидесятых

Previous post Next post
Up