Я так подумал, и пришел к выводу, что пафос, с которым одни разоблачают преступный сталинский режим и его фальшивую победу, а другие - борются с фальсификациями истории, происходят из одного источника.
Праздник уже давно и многими ощущается как не совсем настоящий. Возможно, многие это даже не рефлексируют, но чувствуют. В итоге одни из них испытывают облегчение, когда вместо сусальной патриотической картины им показывают лживую, но правдоподобную картинку всеобщей неправоты, а другие, наоборот, пытаются заглушить свои сомнения, стуча в набат народной памяти и призывая государство на помощь.
Мне тоже не очень нравится исторически сложившаяся концепция этого праздника.
Не нравится, что его пытаются превратить в день памяти и скорби. День памяти и скорби - 1 сентября 1939. Или, если взять уже, 22 июня 1941. 9 мая - это не день памяти и скорби, это день радости и свободы.
Не нравится постоянное зацикливание на ветеранах. Я это понимаю так, что люди не считают 9 мая своим праздником, и проводят черту - "вот ветераны со своим праздником, а вот я со своим безмерным уважением, мы - отдельно". 1 мая поздравляют не чикагских рабочих, а всех трудящихся. 7 ноября поздравляют не Ленина с Троцким, а всех коммунистов. И только 9 мая раздается заунывный призыв думать в первую очередь о ветеранах. Видимо, еще 10 лет, и с праздником вообще не нужно будет кого-то поздравлять?
9 мая - это праздник всех, придерживающихся антифашистского консенсуса. Всех, кто считает, что победа оси во Второй мировой войне стала бы, как написал Тарасов, "гуманитарной катастрофой". Всех, кроме некоторых ультраправых, которые хотели бы жить в мире, где эта катастрофа произошла, и некоторых ультралевых, которые слишком революционны, чтобы отличать фашизм от других форм устройства общества.
Это день, когда Объединенные Нации уничтожили "другую Европу, не либеральную и не социалистическую". В землю закопали и надпись написали. Я надеюсь, она оттуда не выберется.
С праздником вас!