Чехословацкие Авии в Тольятти. Местами даже живые

Apr 01, 2014 18:52

От десятков автомобилей марки Avia, бороздивших улицы Тольятти с начала 80-х и по конец 90-х (кто не помнит эти примелькавшиеся грузовички?), до 2014 года дожили всего четыре машины. Из известных. Вообще их больше, но эти сохранились в целом виде. Они не разбиты, не разобраны, не приспособлены под сарай на дачном участке. Две из них даже на ходу и более того - продолжают работать по прямому назначению. А три из четырех вообще разные модели очень различного назначения. Хочется вспомнить чехословацких работяг, которые из повседневных будней незаметно ушли в музейное ретро. Все фотографии, есессно, наших дней.



Пятиминутка знаний. В Тольятти машинки Avia начали поступать чуть позже, чем в столичные города, примерно с 1980 года. В 1990-м, как пишут автоисторические источники, поставки этих грузовиков в Советский Союз прекратились. Придумали их не чехословаки, а французы из концерна "Рено", и было это аж в 1965 году. Называлась та поделка Saviem SG2, а последний экземпляр покинул конвейер в 1982 году. Чехословацкие же автостроители просто купили лицензию у французов и не без помощи ножниц и клея приспособили удачную модель под советский социалистический заказ. Именно французским происхождением объясняется несколько необычный по меркам советского автопрома дизайн этих машин.



Больше всего, конечно же, на улицах Тольятти запомнились вот такие синие цельнометаллические фургоны. Все поголовно с надписью "Продукты". Они, по ощущениям, доминировали среди остальных моделей Avia. Из детства сохранилось яркое впечатление, как такой грузовичок однажды подъехал к продуктовому магазину возле дома. Пара суровых грузчиков в темных спецовках лениво таскали из него ящики с трехлитровыми банками сока. Собсна, история запомнилась только потому, что водитель фургона был недружелюбен к окружающим: он подгонял мужиков, обкладывая их херами, до тех пор, пока один грузчик не споткнулся о порог магазина и не бомбанул на пол ящик с несколькими банками сока. Сок, как сейчас помню, был томатный. Его я очень любил, именно фабричного производства, но родители принципиально не покупали, потому была своя дача (на которой смертью храбрых полёг не один член семьи), богатый урожай томатов и тонны самодельного томатного сока со странным вкусом. Давились, но пили его, ведь "не выбрасывать же". Ну а синий фургон выступал фоном к этой страшной картинке из детства.



Затем, где-то в 1994 году, дальний родственник, живший в деревне, купил себе такой чехословацкий грузовичок. Тот был не на ходу, а нищета первой половины 90-х окончательно растопила надежду на восстановление машины. Но мне и троюродным братьям было плевать на заботы взрослых, поэтому каждое лето мы проводили в кабине этой Авии и за пару сезонов уверенно разобрали под корень всю кабину фургона, разбросав детали по участку.

Машина на фото живет в 8 квартале и стоит без движения уже не первый год. Не в труху, а целая. Видимо, хозяин не отказывается от желания продать ее не по цене лома, а за какие-то более неадекватные деньги. Эта модель Avia A21F уже позднего выпуска, сошла с конвейера в 1988 году.

Вторая по распространенности модель Авии - изотермический фургон.



С такими машинами никаких воспоминаний не связано кроме того, что они были. Этот экземпляр, живущий в Центральном районе, тоже целый и выпущен уже на закате социалистических поставок, в 1990 году. Периодически всплывает на сайтах бесплатных объявлений, оттого похоже и не разобран.



А вот таких машин (на фото ниже) в Тольятти было очень мало. Говорят, всего восемь штук. Часть из них висела в свое время на балансе Волжского автозавода. Опять же по слухам, в живых осталось только два экземпляра. Принадлежат они сейчас - вроде бы - частной конторе, которая как раз и зарабатывает на том, что обеспечивает звуковое сопровождение всяких мероприятий. От политических сборищ до автопробегов и выставок под открытым небом.



На одной из таких выставок я и поюзал в 2004 году каку-то из этих звукоусилительных станций Avia A31 ZOS-1010. То был День пожарной охраны России, в честь которого на Центральную площадь нагнали кучу пожарно-спасательной техники. А на отшибе, возле снесенной ныне железной горки, стоял такой фургон и транслировал на округу песни про нелегкий труд борцов с огнем. Но та Авиа, метко прозванная в народе "синим Геббельсом", работала на выставке не только по прямому назначению. Внутри будки, среди проводов и аппаратуры, офицеры из государственного пожарного надзора организовали раскладной столик, накрытый коньяком и нехитрой закусью. И точечно выуживали из толпы знакомые лица, приглашая их замахнуть в честь профессионального праздничка. С одним из этих инспекторов ГПН я в те годы плотно общался в связи с работой, поэтому тоже попал внутрь звукоусилительной станции. Будочка, кстати, оказалась весьма просторной, в такой при желании можно жить. И стол, и кресла там есть, а путем нехитрых манипуляций вполне уверенно организуется и спальное место.



В общем, лично мне есть что вспомнить про чехословацко-французские машины, канувшие в историю мирового автопрома. Поэтому грех было не купить на полочку модель цельнометаллического фургона "Школьные завтраки" в масштабе 1:43 из журнальной серии "Автомобиль на службе".



Тот же производитель предлагает коллекционерам еще и другой вариант Авии - бортовой грузовик Avia A30 на длинной базе и с тентом, но таких в Тольятти я не помню, поэтому никаких эмоций моделька не вызывает. А вот "синего Геббельса" никто из фабрик по выпуску масштабных моделей так и не сделал. Его, что и говорить, хочется сильно. Была пара частных предложений масштабной копии Avia A31 ZOS-1010, склеенных кривыми руками и в кустарных условиях, но эти люди должны гореть в аду: они просили за откровенную халтуру около 6000 рублей.





Такая инфа.

сельски вести, огнеупорцы, чсср, масштабно, авиа, агитпром без сна и отдыха

Previous post Next post
Up