До открытия транзитной навигации на Волге остался целый месяц, поэтому надо успеть закинуть фоточки про зимовку флота в акватории Тольяттинского судоремонтного механического завода. Пока они не прокисли. Хотя местная навигация в Самарской области открылась еще 27 марта и, несмотря на сложную ледовую обстановку, из Самары в Рождествено уже вовсю бегает "омик". Понятно, что бегает он не без помощи ледокола, но фактически навигация-2014 открыта. А эти суда (хотя и не все) покинут поселок Шлюзовой не раньше 25-27 апреля, когда распоряжением Волжского государственного бассейнового управления начнут работать шлюзы Куйбышевского гидроузла.
В межнавигационный период 2013/2014 на ТСРМЗ весьма жирно - здесь зимует порядка 20 больших судов и еще столько же маломерок разного калибра и технического состояния. За два десятка лет, прошедших с того дня, когда судоремзавод впал в перманентный анабиоз, нынешняя зимовка - не самая плотная, но одна из. Больше флота тут стояло, по-моему, только в 2010 году. Ну а в "довоенные" времена тольяттинский завод принимал в своей акватории по 100-120 судов, и это был один из крупнейших зимних караванов на Волге. Кроме судов, приписанных к Тольятти и работавших внутри страны, здесь находилась главная база загранфлота объединенного Волжского пароходства.
Прошедшей зимой вялотекущее существование судоремзаводу обеспечили казанские и самарские судовладельцы. У причальной стенки и на слипе стоит сразу семь "Волгонефтей". Все они - осколки великого и ужасного (но уже - по факту - бывшего) "Волготанкера". Сейчас же в большинстве своем принадлежат мелким транспортным конторам, занятым не столько наливными перевозками, сколько перепродажей танкеров между одной фирмой "Рога и копыта" и другими, имеющими похожие названия. В цепочке "как отремонтировать подешевле, а затем продать подороже" тольяттинский завод - просто находка для судовладельцев. ТСРМЗ имеет на руках все лицензии, сертификаты и допуски, благодаря которым Российский речной регистр принимает отремонтированные суда и желает им счастливого плавания. Цена же этих работ в большинстве случаев - сходная.
Несмотря на длинный список волжских СРЗ, ниша судоремонтных лоу-костов на Волге совсем небольшая. Ниже по Волге это Балаковский СРЗ, а выше, но уже на Каме, Чистопольский ССРЗ. В текущий межнавигационный период тольяттинцы, видимо, сделали судовладельцам такое предложение, от которого было трудно отказаться.
Казань привела в Тольятти на зимовку и ремонт три единицы флота: судно для откачки и перевозки говна нечистот ОС-27 (нашлось только прошлогоднее фото), танкер ТН-619 и буксир-толкач ОТ-814:
Еще в 2010-2012 эти казанские теплоходы зимовали в затоне Чистопольского судоремзавода, где я их даже фотографировал. Но услуги тольяттинцев, насколько знаю, оказались дешевле.
Кроме набора "Волгонефтей" в Тольятти зимует и другое наследие "Волготанкера", растащенное по стране. Толкачи типа ОТ-2400, вставшие в поселке Шлюзовой, давно справедливо называть танкерным флотом, потому что единственная их работа на реке - таскать несамоходные наливные баржи. Сейчас тут стоит сразу четыре сисершипа.
ОТ-2410:
ОТ-2420:
ОТ-2452:
И именной "Капитан Шитов". Его какое-то время назад (до 2008 года) можно было считать флагманом буксирного наливного флота Самарской области. Он же в ноябре 2013 года на пару с ОТ-2410 занимался предзимней расстановкой каравана в акватории ТСРМЗ.
"Волгонефти" крупнее.
Волгонефть-140 хоть и имеет астраханскую приписку, но фактически принадлежит самарскому судовладельцу:
Именной "Механик Банатов" тоже самарский. Не особо далекие речники между собой называют судно чутка иначе, видоизменив фамилию. Номерные "Волгонефти" - это просто статистика, а с именем на борту - редкость.
Волгонефть-259 затащили вглубь слипа, поэтому видна только ее надстройка:
Волгонефть-114 и ОТ-2062:
Толкач на фото выше приписан к Тольятти. Вообще чисто тольяттинских судов нормального водоизмещения совсем немного, они легко считаются по пальцам. Как и местные компании-судовладельцы, которые между собой по пять раз аффилированны, зоофилированны, по десять раз переименованы да и вообще все давно перееблись. Не "Рога и копыта", но болтаются где-то между мутными конторами и относительно серьезными судоходными предприятиями.
Тольяттинский ОТ-2062 во время навигации таскает по Волге баржи с песком и щебнем, а незадолго до открытия транзитной навигации (читай - шлюзов) каждый год обкалывает лед вокруг зимующего каравана.
Еще один тольяттинец на зимовке - Дунайский-22:
И два (из трех) самых крупных судов, имеющих тольяттинскую приписку. Волго-Доны 5005 и 5010 румынской постройки:
На отшибе заводской территории зимует и гость из Нижнего Новгорода - танкер ТН-621, спущенный на воду в далеком 1965 году. Ну как зимует... Несколько лет назад он выбросился на берег и тупо гниет под забором. Его владелец (частное лицо) решил похоже, как и многие, купить старый списанный танкер по цене лома, вложить минимум в его ремонт (лишь бы на воде держался, а там семь футов ему под киль) и рубить бабло на хлебной по нынешним временам транспортировке нефтепродуктов. Но что-то не срослось. Вероятная причина - корпус судна, его узлы и агрегаты оказались в более жутком состоянии, чем рассчитывал предприимчивый нижегородец. Не спасли даже заманчивые цены ТСРМЗ.
В эту навигацию старый танкер конечно же не выйдет. Да и в следующую тоже. Гвозди и утюги его вероятная судьба.