Лоу-фай квест (настольно-печатная игра) «Ленин идет в Смольный» был опубликован в апрельском номере журнала «Веселые картинки» за 1970 год к 100-летию вождя мирового пролетариата.
В последний момент перед входом номера первая революционная бродилка, придуманная знаменитыми ленинградскими детгизовцами Эстер Паперной и Борисом Семеновым и нарисованная Виктором Вильнером, прошла цензурную правку: из описания игры исчезло упоминание о Ленине, а с игрового поля была убрана шаговая сетка с уcкоряющими и замедляющими ходами.
Очевидно, цензоры, знакомые с теорией игр, понимали, что гарантии выигрыша не существует, а, следовательно, Ленин может и не попасть в Смольный... Однако те, кто наслышан о легендарном ленинском анабазисе в ночь с 24 на 25 октября 1917 года, могут без труда воссоздать игровое поле во всей красе, склеить кубик, взять разноцветные пуговки и пуститься в увлекательное путешествие
.
Синопсис игры широко известен по первым советским сказам, большая часть которых в обработанном виде вошла в книгу Л. Савельева (псевдоним чинаря Леонида Липавского) «Ленин идет в Смольный», и легко укладывается в пропповскую структуру сказки. ЦК партии и лично Троцкий запрещают Ленину покидать конспиративную квартиру на Сердобольской (б1). Оставшись один дома (е1), Ленин нарушает запрет (b1) и решает отправиться на поиски своего Грааля. Тут появляется верный помощник (Z69)Ленина и его личный трикстер - Эйно Рахья. Он приносит изготовленное на заказ волшебное средство (Z34) - парик, способный до неузнаваемости трансформировать образ Ленина (T3). О необыкновенных способностях Ловкого помощника говорит такой факт: по воспоминаниям А. В. Шотмана, охранка Керенского, озабоченная поимкой тов. Ленина, запретила парикмахерским всякий прокат и продажу париков без предъявления удостоверения личности. Тем не менее, Рахья раздобывает парик, и герой в сопровождении помощника отправляется из дома (↑).
Виктор Вильнер ясно дает понять, кто эти двое рабочих, идущих по вечернему Петрограду: рабочий сестрорецкого завода Константин Петрович Иванов (aka Ленин) в старом пальто и гигантской засаленной кепке, с лицом, повязанным грязной тряпкой, будто у него болят зубы, и отважный финский рабочий Эйно Абрамович Рахья с двумя револьверами в кармане.
В гигантский лабиринт Петрограда отправляется отважный герой, взыскующий святилища в Ином мире. Загадочная записка, оставленная Лениным на столе в брошенной конспиративной квартире, безошибочно отсылает к сакральной традиции Queste del Saint Graal: «Ушёл туда, куда Вы не хотели, чтобы я уходил».
Мотив трудной задачи, стоящей перед героем, Виктор Вильнер подчеркнул своей фирменной смещенной топографией: из аннотации к недавно вышедшему альбому художника можно узнать, что он создал собственную оригинальную структуру композиционного пространства города, блистательно соединив живые и придуманные детали, опрокинув и перетасовав улицы. Петроград Вильнера находится где-то посередине между реализмом знаменитой игры «Лондонское такси» и безумным хаосом московского квеста из «Веселых картинок» работы художника И. Пяткина.
Если в описанном сказителями маршруте Ленина роль Калинова моста, ведущего в Замок Грааля (Смольный) играет Лиговский мост, то у Вильнера герой должен пройти по мосту Белинского над водами Фонтанки. Белинский здесь подчеркивает не только театральность происходящего, но и символику моста как перехода в загробный мир («О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!»).
На десять верст ленинского анабазиса (R3) приходится три испытания: это состязания с вредителями (Б2), в которых особую роль играет Ловкий помощник. Сперва Рахья устраивает сутолоку вокруг пикета солдат Керенского на Литейном мосту, а затем, на Шпалерной, притворившись пьяницей, отвлекает внимание верховых юнкеров. Всякий раз это позволяет Ленину спастись бегством (Сп1). Но решающим испытанием оказывается третье, как это и описано у Проппа («Утроение складывается по схеме 2+1, три звена утроения не равноправны. Решающим является одно - последнее. Из трех задач третья - самая трудная, из трех боев самый трудный и решающий - третий»).
Третьим и самым трудным оказывается бой с собственной тенью - Ленин и Рахья не могут попасть в Смольный, ставший логовом Троцкого. Троцкий отдал указание заменить цвет пропусков с белого на красный. Поддельные пропуска, заранее изготовленные Рахья, оказались недействительными. Тогда Ловкий помощник - как он сам вспоминал, «по примеру карманников» - устроил давку в дверях, в результате чего контролеры были отброшены, и Ленин неузнанным попал в Смольный (X). Бой с отражением закончен: ищущий Пути (Ленин) и страж Лабиринта (Троцкий) оказываются, как и положено в сакральной традиции, двумя воплощениями одного и того же бога. Их символическое слияние в Смольном описано в автобиографии Троцкого: «Поздно вечером, в ожидании открытия заседания съезда Советов, мы отдыхали с Лениным по соседству с залом заседаний, в пустой комнате, где не было ничего, кроме стульев. Кто-то постлал нам на полу одеяло, кто-то - кажется сестра Ленина - достал нам подушки. Мы лежали рядом, тело и душа отходили, как слишком натянутая пружина».
.
Квест опять закончился кажущимся тупиком. Но можно вновь поставить разноцветные пуговички в пункте отправления, и, по очереди бросая кубик, передвигать своего Ленина на столько делений, сколько точек на кубике выпадет. Если вы остановитесь на красных кружочках с красными цифрами или на черных кружочках с черными цифрами, значит, с вашим Лениным что-то приключилось. Эти происшествия и встречи ускорят или замедлят ваше продвижение. Победит тот, кто первым приведет своего Ленина к конечному пункту. Счастливого пути!
chachalava
moskovitz