Левое либертарианство (LL) - это политическая доктрина, полученная путем синтеза прогрессивных элементов демократического социализма и цивилизованного анархизма.
Либертарианской в нем является идея автономии личности и административного минимализма. LL отрицает государственные институты, но признает ряд функций, которые должны быть реализованы средствами социально-экономической кооперации.
Тут надо четко определить различие. Государство - это инструмент насилия, который подчиняет деятельность людей интересам правящей элиты. Социально-экономическая кооперация - это способ обеспечения бытовой и хозяйственной деятельности людей.
LL возвращает исходное значение слову «политика»: управление городским хозяйством (а не управление горожанами). В LL политика - это (1) управление кооперативным имуществом граждан и (2) обеспечение общественной безопасности.
LL достаточно разнообразно, я привожу так сказать, усредненный вариант.
1. Наглядная аналогия: кондоминиум.
Простейший кондоминиум - это дом, разделенный на элементы индивидуальной собственности (квартиры, балконы), и элементы совместной собственности (лестницы, лифты, подъезды, крыша, придомовая территория, внутридомовые сети и т.п.).
Каждый участник кондоминиума платит свою долю за содержание и охрану всего комплекса недвижимости с придомовой территорией - пропорционально площади помещения, принадлежащего лично ему. Он также платит за потребляемые им ресурсы и услуги - воду, тепло, электричество, вывоз мусора. Если он по договоренности занимает часть общей собственности (например, оборудует на крыше вертолетную площадку), то он платит другим участникам оговоренную компенсацию.
В кондоминиуме есть управляющая компания. Она собирает с участников взносы, заключает сделки с поставщиками ресурсов и услуг, и следит за состоянием дома.
Разумеется, управляющая компания подконтрольна участникам (ее бухгалтерию может посмотреть каждый участник, когда ему захочется, а периодически ее, к тому же, проверяют ревизоры, выбираемые участниками путем голосования или жеребьевки).
Если управляющая компания выполняет свои функции неудовлетворительно (слишком дорого или некачественно), то участники выгоняют ее и нанимают на ее место другую.
Можно взять более сложный кондоминиум: таунхауз, который представляет из себя территорию, на которой расположены, кроме жилых домов, объекты торговли, отдыха, медицины, образования, местного энерго- и водо- снабжения, связи и т.п.
Это уже достаточно наглядная модель лево-либертарианского социума. Таунхауз - это страна, участники - граждане, а управляющая компания - правительство.
2. Богатство народов. Откуда все берется.
У любого национального достояния могут быть лишь три источника:
- Ограбление других наций.
- Природные ресурсы.
- Человеческий труд.
Первый явно неконструктивен, кроме того, все равно сводится к двум остальным.
Третий - наиболее общий, он понятен, и речь пойдет в основном о нем.
Второй интересен в свете вопроса о том, кто распоряжается природными ресурсами.
С точки зрения LL , право собственности распространяется только на продукцию, созданную людьми. Территории и жестко связанные с ними природные ресурсы никто из людей не создавал - они возникли естественным путем. Следовательно, они должны находиться в собственности самоуправляемой общины людей, населяющих данную местность, и не могут быть в чьей-то частной собственности. Частные лица могут обладать лишь временным правом владения и пользования этими ресурсами.
Нигде право частной собственности на территориально-связанные ресурсы не обосновано по своему возникновению. Любая цепь сделок с территориями (земельными участками, недрами, естественными водоемами) имеет в своем начале произвол. Какое-то частное лицо (человек или корпорация) захватило их и объявило своей собственностью, хотя имело на эти ресурсы не больше прав, чем любой другой житель этой местности. Никто не может передать больше прав, чем сам имеет. Следовательно, все последующие сделки с территориальными объектами - ничтожны. С точки зрения LL, государство - это разновидность корпорации, поэтому и права государства на какую-либо территорию ничтожны. В LL права самоуправляемой общины действуют непосредственно - т.е. каждый ее участник имеет равную долю в доходе от использования природных ресурсов.
Напротив, продукция человеческого труда по своей природе являются абсолютно частной собственностью тех, кто этот труд приложил. Никто, кроме создателей продукции не имеет на нее никаких прав. Результат труда отчуждается только по воле субъекта труда.
Копируемая продукция (информация) считается отчужденной произвольному кругу лиц в момент, когда автор передал ее в публичный оборот (т.е. любой покупатель экземпляра информации вправе копировать ее, как угодно - copyright не признается). Автор, однако, вправе создавать любые технические препятствия копированию этой информации.
3. Прикладной марксизм. Труд и его продукты.
Все циркулирующие в обществе ценности являются результатом труда, приложенного к природным ресурсам. Согласно LL, каждый житель является дольщиком природных ресурсов территории и собственником своего труда. Он обеспечивает свою жизнь за счет распоряжения этими ценностями, обменивая их на другие ценности (потребительскую продукцию). Одни виды потребительской продукции приобретаются жителем в частном порядке, а другие - в коллективном (социальном). Так, еда, одежда, жилье приобретаются в частном порядке, а услуги общественной безопасности и инфраструктуры, пенсионного страхования, необходимого образования и медицины, являются социальной продукцией.
Доктрина LL запрещает любое некомпенсированное изъятие ценностей у собственника. В обществе LL налоги взиматься не могут. Правительство может лишь собирать с граждан взносы на оплату коллективно потребляемой ими социальной продукции (для передачи платежей тем, кто создает эту продукцию). Социальные взносы являются равными для равного потребления, т.е., они исчисляются в расчете на 1 человека или на 1 условную единицу его владений (площадей, мощностей и т.п.) - в зависимости от характера потребляемой социальной продукции. Взносы не могут исчисляться от величины доходов гражданина, поскольку размер доходов не повышает участия в потреблении социальной продукции.
Принцип компенсирующих взносов применяется к корпорациям (частным предприятиям). Помимо обычных гражданских взносов, они платят взносы за специальное образование персонала и за общедоступные результаты научных исследований. Так компенсируются расходы из общих фондов на создание потенциала, используемого в производстве. Если предприятие использует территориально-связанные природные ресурсы, то оно платит соответствующие взносы, распределяемые в пользу граждан, как совладельцев ресурсов.
В обществе LL не допускается оплата труда ниже уровня комфортного потребления (т.е. ниже суммы стоимостей частной и социальной продукции, необходимой для адекватного удовлетворения своих потребностей). Это справедливое ограничение, поскольку более низкая оплата труда означала бы необходимость содержать семьи низкооплачиваемых работников за счет взносов с остальных граждан. Это означало бы, что предприятие присваивает чужие средства сверх продажной цены своей продукции, т.е., попросту, что платежеспособное население безвозмездно оплачивает нерентабельность предприятия.
То же самое касается пенсионных страховых условий - страховые выплаты должны полностью обеспечивать уровень комфортного потребления, в противном случае платежеспособные граждане будут вынуждены содержать неплатежеспособных.
4. Право и правление. Фемида и жребий.
Основы правила в LL обществе достаточно простые. Запрещено:
(1) Насилие над человеком, в т.ч. присвоение его личных прав, его труда и его имущества путем принуждения, отказа от компенсации по сделке, обмана или сокрытия информации.
(2) Общеопасные действия, создающие прямую и явную угрозу человеческим существам или системам жизнеобеспечения обитаемой территории.
(3) Присвоение частными лицами исключительных прав и полномочий общины.
Все остальное - разрешено.
К нарушителям правил насилие применяется без колебаний.
Детальные правовые нормы определяются в контрактах с правительством.
Демократическая процедура в LL обществе включает несколько разнородных процедур.
Важнейшая процедура - это определение перечня социальной продукции и проведение конкурсов на ее производство. Правительственные (в т.ч. полицейские) и социальные (в т.ч. социально-страховые) службы выбираются путем сравнения заявок по цене и качеству. Соответствующие функции и полномочия передаются по социальному контракту тем корпорациям, которые в состоянии обеспечить требуемое качество и условия поставки социальной продукции по наименьшим ценам.
Почти столь же важная процедура - это конкурсы на аренду территорий и использование природных ресурсов. Контракт заключается той корпорацией, которая, при соблюдении условий использования, готова отчислять наибольшую арендную плату.
Условия социальных контрактов определяются путем плебисцита, в перечень социальных услуг включаются только те, которые выбраны и простым, и взвешенным голосованием граждан. Взвешенное голосование - это процедура, при которой гражданин имеет число голосов, пропорциональное его взносам за прошедший календарный год. В плебисците может участвовать только тот, кто платит социальные взносы.
Любой плебисцит является именным и открытым, информация о том, кто и как голосовал, доступна любому заинтересованному лицу в любое время.
Плебисциты и конкурсы проводится под контролем суда.
Суды - это наиболее демократические органы LL. Они формируются из граждан с помощью сочетания двух процедур: плебисцита и жеребьевки. Таким образом, судьями оказываются два типа граждан: те, кто пользуется уважением, и чисто случайные.
Верховный суд общины может в любое время расторгнуть любой социальный контракт (в т.ч. - контракт с любой правительственной службой). Для обеспечения этих полномочий верховный суд имеет в своем подчинении достаточный корпус вооруженных сил.
5. Свобода стиля жизни и частной экономики.
Граждане LL общества могут жить, как им хочется, в меру своих возможностей и с соблюдением 3 правил. Каждый может продавать что угодно и покупать что угодно, кроме людей и общеопасных предметов. Естественно, LL требует от торговца полного и достоверного информирования о продаваемых товарах и услугах. Искажение и сокрытие явно существенной информации рассматривается, как особо опасное преступление.
Правительство не может контролировать коммерческую деятельность (кроме социальных контрактов). Правительство тем более не может вмешиваться в частную и семейную жизнь граждан, контролировать ее, предписывать им какие-либо правила в этой области.
Гражданское состояние, за исключением факта рождения, совершеннолетия и смерти, не подлежит регистрации. Из имущества регистрируется только то, которое порождает у владельца обязанность уплаты взносов или иных действий по социальным контрактам.
Совершеннолетним человек признается по достижению определенного возраста, либо раньше - по суду, если он докажет свою экономическую автономию. Гражданскими правами пользуется любой совершеннолетний, уплачивающий социальные взносы.
Взносы за несовершеннолетних жителей платят их родители или попечители.
Неплатежеспособный человек лишается значительной части гражданских прав - по решению суда. Его нельзя лишить только права на жизнь и на минимальные витальные потребности. Это суровый принцип, однако любое иное положение дел означало бы, что человеку позволено безвозмездно присваивать труд и имущество других жителей.
Конечно, правительство, в соответствии со своим социальным контрактом, обязано предпринимать разумные меры по предотвращению безработицы (как то: меры по стимулированию частного или коллективного бизнеса, информационному обеспечению поиска рабочих мест, профессиональной переподготовке). Но оно не имеет полномочий перераспределять общие социальные фонды в пользу лиц, хронически не способных работать или заниматься бизнесом - независимо от причин такой неспособности.
6. Либертарианские гуманитарные программы.
Общий принцип либертарианства: в общественной жизни нет ничего бесплатного. Любое бесплатное пособие для кого-либо означает безвозмездное (а значит - безосновательное) изъятие имущества у кого-то другого. Если правительство говорит «благотворительность» это значит на самом деле «грабеж», присвоение или труда частных лиц, или доли частных лиц в природных ресурсах. В LL возможна частная благотворительность, а правительству и другим социальным корпорациям запрещается этим заниматься.
При этом правительство может выплачивать гуманитарные пособия за деятельность, имеющую обоснованный статус производства социальной продукции. К примеру, в контракт правительства может быть включена программа поддержки студентов технических университетов (все общество заинтересовано в высоком качестве естественных наук, технологии и образования) или программа поддержки здорового материнства и детства (в здоровом новом поколении заинтересовано все общество).
Не исключены также демографические программы прямой евгеники (т.е. премии парам граждан, производящим потомство по оптимальным генетическим показаниям). То же касается любых программ развития и образования детей и молодежи.
Разумеется, любая гуманитарная программа может финансироваться правительством только при условии, что она включена в социальный контракт на основании плебисцита.
В LL обществе правительство не может поддерживать группы жителей, претендующих на дотации только потому, что они - нищие бездельники. Проблема асоциальных анклавов, существующих за счет средств налогоплательщиков (бич современных развитых стран) в LL обществе не возникает, поскольку плебисцит не примет программу финансирования собственных неприятностей.
7. Что мы еще полезно знать об LL.
Как уже ясно из написанного выше, в LL обществе полностью исключаются понятия общественного долга в имущественном смысле. Что касается общественного долга в смысле действий - то он сводится к моральному долгу гражданина участвовать в деятельности судов в случае выпадения жребия (аналогичная практика есть в некоторых странах в отношении присяжных). Профессиональной юриспруденции в LL обществе нет, так что судебная функция полностью ложится на плечи обычных граждан.
В LL обществе невозможна такая вещь, как призывная армия. Вооруженные силы - это одна из разновидностей правительственной корпорации, выбираемой по конкурсу. При этом, естественно, служащие данной корпорации пользуются меньшими свободами по сравнению с другими гражданами, но получают за это оговоренную материальную компенсацию. Функции вооруженных сил - это полицейская поддержка порядка и защита от возможных внешних угроз. Принцип минимальной цены требует необычных способов исполнения второй из этих функций. Раздутые военно-промышленные комплексы развитых стран не очень-то эффективны. Их деятельность сводится в основном к саморекламе для получения еще больших сумм из бюджета. Ни одна действительно серьезная внешнеполитическая проблема за последние полвека не была решена с помощью этих супердорогих военных игрушек. По оценкам специалистов, военные бюджеты развитых стран завышены в 20 - 100 раз по сравнению с реальной стоимостью решения задач, стоящих перед армией. LL армия должна пользоваться такими методами нейтрализации противника, которые дают максимальное соотношение цена - качество.
Свои особенности есть и у интеллектуальной деятельности в LL обществе. Поскольку copyright здесь не признается, продукты интеллектуальной деятельности становятся общественным достоянием. Соответственно, полезные продукты оплачиваются их создателям за счет социальных взносов. Изобретение, промышленный образец или программный продукт, нашедший широкое применение в обществе, должен быть оплачен в форме достойного вознаграждения за счет социальных взносов. Эффективное денежное стимулирование любой прагматически содержательной интеллектуальной деятельности может быть одним из условий социального контракта общины с правительством.
Можно говорить даже о более общем принципе - а именно, о планомерном развитии и использовании всех экономически значимых человеческих ресурсах. Целью контракта с правительством является, в общем-то, повышение благосостояния граждан, а для этого необходимо наиболее полно и эффективно использовать все потенциальные человеческие ресурсы. Таким образом, в LL обществе оказываются востребованы практически любые способности людей, которые могут иметь какой-то ощутимый экономический результат.