Пять точек зрения на одетого мужчину

Dec 17, 2012 00:43

Это очень важный для меня пост, поскольку приведённые ниже положения я считаю принципиальными для всей концепции фристайла. Недавние обсуждения экспериментальных нарядов позволили существенно дополнить мои представления о гендерной эстетике.

К восприятию одетого мужчины можно подходить с нескольких альтернативных эстетических позиций. Таких позиций или эстетических платформ в современной европейской культуре я насчитываю пять, выстраивая их в естественную шкалу.

1. Традиционная эстетика мужского костюма. Это доминирующий для сексистского патриархального общества взгляд. Мужское тело здесь считается от природы эстетически ущербным, малосимпатичным и противопоставляется изначально совершенному и эстетически привлекательному женскому телу. Соответственно, его полагается всячески скрывать и драпировать складками непрозрачной неплотно прилегающей, часто многослойной одежды, а обнажать допускается, как правило, только в неформальной обстановке, чаще всего из соображений теплового комфорта. Всё это в полной мере соответствует концепту мужчины как сексуального субъекта. Другой важной особенностью этого взгляда можно считать высокую ценность представлений о физической силе, грубости и агрессии, воплощённых в массивных и угловатых формах одежды и обуви, а также находящих отражение в милитаризации костюма. Данная парадигма весьма консервативна и практически не допускает принципиальных инноваций в мужском гардеробе.

2. "Компенсационная" эстетика постмодерна. Мало чем отличается по сути от предыдущей платформы, однако если традиционную эстетику естественно связывать, по крайней мере, генетически, со старым традиционным обществом, то эстетика постмодерна в мужской одежде - это попытка примирить старые сексистские представления с новыми возможностями, которые возникают в современном информационном мультикультурном обществе. Проще говоря, в рамках данного подхода уже вполне приемлемы мужские юбки и другая нетрадиционная одежда, прежде всего, этническая, о которой люди получают всё больше разнообразной информации. В результате такая одежда в конце концов даже начинает местами входить в моду. Но сам подход к оценке мужского костюма остаётся глубоко патриархальным, ориентированным на подчёркивание грубой силы и сексуальной субъектности. В частности, если используется юбка или другая одежда, маркированная в современной культуре как женская, то считается весьма уместным уравновесить использование таких предметов акцентированием маскулинности в других частях костюма (т.н. "костыли" для мужественности). Так, с мужскими юбками приветствуется грубая, "брутальная" обувь, голые ноги (независимо от погоды), небрежность и "грубошёрстность" наряда в целом.

3. Эстетика фристайла. Это центральный и самый сложный момент во всей предлагаемой системе. Я определяю фристайл как альтернативное направление в мужской моде, основанное на расширении мужского гардероба путём включения в него любых форм, фасонов и стилей, которые совместимы с мужской анатомией, обеспечивают достаточный комфорт и в эстетическом плане опираются на гуманистические традиции мировой культуры и её разнообразие. В этом определении до сих пор не была эксплицирована гендерная сторона. Между тем использование типологически "женской" одежды в рамках фристайла требует предельно ясного выражения авторской позиции по гендерному измерению в его философии.

Трактовка мужского образа в эстетике фристайла существенно отличается от таковой в патриархальной эстетике. Если не слишком вдаваться в типологию андрогинности, этот образ можно в первом приближении назвать более андрогинным, чем в традиционном представлении. Андрогинность проявляется здесь, во-первых, в большей сбалансированности, уравновешенности стереотипных для нашей культуры "мужских" и "женских" черт в образе (больше гибкости, утончённости, изящества, эмпатии, чувственности и т.п.) и, во-вторых, в более явной сексуальной объективации через более тщательный уход за телом и его акцентирование и моделирование одеждой, косметикой или даже более смелым частичным обнажением. Формы, ассоциируемые в современном мире с грубостью и агрессией, не избегаются, а скорее "развенчиваются" через их облагораживание, диверсификацию и более свободную сочетаемость, растворяясь в общем пуле форм и фасонов.

В соответствии с этим использование гендерно нестандартной мужской одежды не связано в эстетике фристайла с пресловутыми "костылями" - компенсационными приёмами по поддержанию "скомпрометированной" маскулинности. Платья и туники здесь вполне могут сочетаться с колготками, тонкими лосинами и даже каблуками, и для целостности мужского образа вовсе не требуются ни его милитаризация (в том числе через цитирование исторических источников), ни использование тяжеловесных грубых форм. Хотя, разумеется, история костюма всегда будет одним из главных источников вдохновения при разработке альтернативной мужской одежды.

4. Эстетика женского костюма. Реальность этой платформы применительно к оценке одетого мужчины подтверждается широким использованием специфически женских критериев при оценке экспериментальных нарядов в духе фристайла. В частности, нередки такие логические построения: "этот вариант даже на женщине выглядит неэстетично (вульгарно, безвкусно и т.п.)...", подразумевающие, что в таком случае на мужчине это и подавно должно выглядеть хуже некуда. Ясно, однако, что такие заключения нужно делать с большой осторожностью. Так, например, сочетание "шорты + колготки + ботфорты" многим женщинам кажется вульгарным, поскольку наталкивает на мысли о лёгком поведении. Однако в отношении мужчин такая ассоциация плохо работает, поскольку мужская проституция встречается намного реже и не связывается в сознании с подобными стереотипными образами (если не рассматривать проституток-трансгендеров). Поэтому мужчина в таком наряде должен восприниматься уже совершенно иначе, разумеется, при условии в целом вполне маскулинной внешности и поведения.

5. Эстетика кроссдрессинга. Заслуживает упоминания в качестве крайнего репера в рассмотренной шкале. Не подлежит сомнению, что кроссдрессеры, особенно трансвеститы двойной роли, в своей практике исходят из иных эстетических установок, чем женщины, будучи склонны к гиперфеминности, утрированию женского образа. Соответственно, наиболее последовательная их часть потенциально может выступать с не менее активным неприятием фристайла, чем противостоящие им приверженцы патриархальных представлений о мужском костюме. Вместе с тем следует иметь в виду значительную гетерогенность этой группы по мотивам переодевания и возможный интерес части кроссдрессеров к этому направлению.

***
Думаю, что намеченная здесь эстетическая метасистема и опирающаяся на неё шкала могут оказаться полезными для организации проясняющего диалога при всевозможных обсуждениях современных тенденций развития мужского гардероба. Например, если наряд задуман как фристайлерский, то понятно, что обсуждение его, скажем, в парадигме постмодернистской мужской или женской эстетики ни к чему, кроме недоразумений, привести не может. Ну и, надеюсь, самостоятельный интерес данная метасистема также может представлять:)

антипатриархат, гендерный дисплей, эстетика одежды, футурология, гендерные стереотипы, эволюция костюма, андрогинность, философия фристайла, анализ понятий, одежда и пол

Previous post Next post
Up