Ув.автор!Я не психолог и не владею терминами в психологии ,простите. А если попробовать рассмотреть пару знание-страх в другом ракурсе:не страх перед знанием,а страх совершить ошибку из-за незнания?Незнание приводит к ошибкам (за редким случаем везения).Не это ли является двигателем образования и научных исследований?Не страх "закрепощает нас в нашем порыве к знаниям",а притупление страха перед ошибкой,ложное ощущение достаточности полученных знаний. И второй аспект,не рассмотренный Вами.Это индивидуальная мораль человека.Часто выгодное действие не совершается не потому,что чего-то боишься,не позволяют его совершить моральные устои.По себе знаю.
Страх ошибки как ни странно может быть как стимулом к познанию и развитию, так и наоборот. Известен комплекс изучающего иностранный язык, именно страх ошибки мешает ему, многие отказываются от изучения, заранее предполагая, что не смогут не ошибаться. Страх ошибки чаще всего навязывается другими людьми.
В любом случае это вопрос безопасности. Если безопаснее не знать, то и незачем знать. И наоборот.
Мораль - это система неких норм, позволяющих не ошибаться. То есть та же самая зона безопасности.
Общая природа "морали" и "понятий"padalko_y_dJuly 8 2010, 17:09:05 UTC
Мораль - это система неких норм, позволяющих не ошибаться. То есть та же самая зона безопасности.
Отлично.
Но - одно уточнение.
"Мораль" и "понятия" - однородные явления из разнородных социальных сфер, обеспечивающие "зоны безопасности" всем, их соблюдающим, как в законопослушной, так и в преступной средах.
Поскольку в повседневной жизни мне не приходилось сталкиваться с такого рода предрассудком, как "страх знания" (для сравнения "страх темноты", "страх высоты", "страх перед неизвестностью"), решил прочитать статью Дмитрия Быкова, на которую Вы ссылаетесь. Прочитал и не обнаружил ни "страха знания", ни отчаянной боязни населения узнать то, о чем пишет Быков
( ... )
С Быковым вы что-то перепутали. Это пример изложения неких знаний, которых боится большинство населения. Пример мой, совершенно субъективный - не понравился он вам и ладно.
В повседневной жизни вам обязательно приходилось с этим сталкиваться. Знания о страхе знания у вас просто вытеснены.
Любой ребёнок постоянно производит выбор между личной безопасностью и тягой к познанию.
Где вы у меня высмотрели апологию безопасности за счёт отказа от знания?
Я исследую вопросы образования. В первую очередь массового образования. Мне важно понимать почему большинство (а в России подавляющее большинство) людей отказывается от реального образования, отказывается от познания причин и следствий как в своей текущей жизни, так и в прогнозе своего будущего.
"Познай себя - и ты познаешь весь мир"padalko_y_dJuly 8 2010, 17:02:19 UTC
"Мне важно понимать почему большинство (а в России подавляющее большинство) людей отказывается от познания причин и следствий как в своей текущей жизни, так и в прогнозе своего будущего
( ... )
Дело было в марте 2009 года. Я вместе с группой инициативных сограждан в суточном дежурстве "держал" очередь с той целью, чтобы мой ребенок мог попасть в заветный список будущих первоклассников правильного физико-математического лицея, да еще и к правильному первому учителю. Перед этим мы с супругой добросовестно выполнили "домашнее задание" и узнали все, что смогли, о заведении и об учителе. Тогда этот "красочный" опыт подзабытой унизительной практики стояния в очередях стал для меня свидетельством двух вполне очевидных истин: (1) спрос на качественный образовательный продукт существует; (2) родители принимают рациональное и волевое решение в пользу лучшего из возможных образования для своего ребенка несмотря на очевидные трудности. И страх знания, на который они, быть может, обрекают свое самое любимое существо, занимает в лучшем случае ничтожное место в их планах и действиях
( ... )
Re: Страх знанияpadalko_y_dJuly 8 2010, 17:06:01 UTC
По-моему, вы просто путаете "страх объективного познания себя самого и мира" и "образование", как процесс получения "готовых знаний". А именно в первом, по-моему, и смысл поста автора.
Эта дискуссия завязалась в блогах Эха Москвы, и, как показалось многим собеседникам, была вызвана к жизни интересом Автора к проблемам отечественного массового образования. Я бы сказал определеннее - его озабоченностью. Благодаря Вашему наблюдению и экспериментальному разведению предмета на "самопознание" и "получение готовых знаний" мне точнее удастся сформулировать мою позицию
( ... )
Re: Страх знанияpadalko_y_dJuly 8 2010, 20:05:12 UTC
Странно, уважаемый joel10, что у себя в ЖЖ, созданном еще в 2009г., Вы не оставили ни одного поста.
И в то же время в "профиле" ЖЖ Вы указали в графе "интересы" на Георгия Петровича Щедровицкого.
В одной из организационно-деятельностных его игр в Иркутске мне посчастливилось участвовать.
После неё я окончательно убедился в предельной эффективности методов "конфликтологии" в своей практике "социальной педагогики через правозаступную деятельность".
Re: Страх знанияpadalko_y_dJuly 9 2010, 06:29:10 UTC
Благодарю Вас, уважаемый инкогнито, за разъяснения, полностью снявшие мой интерес к Вашей субъектности, всегда и во всем стремящейся к конформной бесконфликтности, а потому инфантильно легко ранимой и обижающейся. Всего Вам наилучшего, уважаемый инкогнито.
Comments 19
А если попробовать рассмотреть пару знание-страх в другом ракурсе:не страх перед знанием,а страх совершить ошибку из-за незнания?Незнание приводит к ошибкам (за редким случаем везения).Не это ли является двигателем образования и научных исследований?Не страх "закрепощает нас в нашем порыве к знаниям",а притупление страха перед ошибкой,ложное ощущение достаточности полученных знаний.
И второй аспект,не рассмотренный Вами.Это индивидуальная мораль человека.Часто выгодное действие не совершается не потому,что чего-то боишься,не позволяют его совершить моральные устои.По себе знаю.
Reply
В любом случае это вопрос безопасности. Если безопаснее не знать, то и незачем знать. И наоборот.
Мораль - это система неких норм, позволяющих не ошибаться. То есть та же самая зона безопасности.
Reply
Отлично.
Но - одно уточнение.
"Мораль" и "понятия" - однородные явления из разнородных социальных сфер, обеспечивающие "зоны безопасности" всем, их соблюдающим, как в законопослушной, так и в преступной средах.
Reply
Reply
Reply
В повседневной жизни вам обязательно приходилось с этим сталкиваться. Знания о страхе знания у вас просто вытеснены.
Любой ребёнок постоянно производит выбор между личной безопасностью и тягой к познанию.
Где вы у меня высмотрели апологию безопасности за счёт отказа от знания?
Я исследую вопросы образования. В первую очередь массового образования. Мне важно понимать почему большинство (а в России подавляющее большинство) людей отказывается от реального образования, отказывается от познания причин и следствий как в своей текущей жизни, так и в прогнозе своего будущего.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
И в то же время в "профиле" ЖЖ Вы указали в графе "интересы" на Георгия Петровича Щедровицкого.
В одной из организационно-деятельностных его игр в Иркутске мне посчастливилось участвовать.
После неё я окончательно убедился в предельной эффективности методов "конфликтологии" в своей практике "социальной педагогики через правозаступную деятельность".
С уважением, Юрий Дмитриевич Падалко.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment