Страх знаний

Jul 06, 2010 10:57

«Быть полностью честным с собой - это лучшее, что может пытаться сделать человек»
3.Фрейд

Идея о том, что существует страх перед знанием и даже развитием, не принадлежит Фрейду.
Хотя он внёс решающий вклад в обоснование наличия такого страха у человека. Впрочем, имеющего общебиологические, а не антропологические корни.

На эту тему есть немало литературы, мне ближе всего труды американского психолога Абрахама Маслоу, в частности - «Психология бытия».
Маслоу вполне справедливо рассуждает о выборе индивида между безопасностью и знанием/развитием.

Дело в том, что «познание» в значительной степени синоним «обладания знанием», владения, власти.
От власти над самим собой до власти над миром.

В этом смысле познание - есть форма агрессии.
Здоровая агрессия возможна только при наличии надёжного тыла.

Неважно, у ребёнка ли, или у взрослого возникает ощущение тревоги, опасности, естественная реакция у них одинакова - прекратить путь и вернуться в лагерь.
Причём здесь вполне очевидна мудрость решения. То есть выбор между знанием и отказом от знания с мудростью никак не связан.

Решение здесь и очевидно простое, и неимоверно сложное - баланс.
Но, как только этот баланс навязывается со стороны, личность убивается. Она лишается собственного опыта обретения баланса.

Известный пример с конструктором.
Вы покупаете ребёнку конструктор. Есть две модели вашего поведения и две реакции на него.
1. Вы приносите коробку, отдаёте её и уходите. Ребёнок открывает, размышляет над ее содержимым, выражает удовольствие или разочарование, замечает расположение содержимого, находит руководство, взвешивает в руке различные части, пересчитывает их и т.д. Все это он делает прежде, чем попытаться совершить что-то со всем конструктором.
Затем приходит жгучее желание что-то с ним сделать. Это может быть только подгонка одной части к другой. Одно это дает ему ощущение того, что он что-то делает, и что он может справиться с этим конкретным предметом. Что бы ему ни захотелось делать дальше - полностью собрать конструктор и, соответственно, получить удовлетворение от своего достижения или же разбросать в разные стороны все детали - его контакт с игрушкой имеет смысл.
Основной результат активного ощущения заключается в физическом, эмоциональном и интеллектуальном погружении в себя; признании и дальнейшем изучении своих способностей; начале деятельности или творчества; определении своего темпа и ритма, и выбора задачи, которую можно решить в это конкретное время, что включает в себя умение не брать на себя слишком много; овладение навыками, которые можно применить в других затеях, и каждый раз - возможность принятия активного участия в каком-нибудь, пусть даже самом незначительном событии, чтобы точнее определить сферу своих интересов.

2. Другой результат мы получаем, если принёсший в дом конструктор, говорит ребёнку: "Вот конструктор, давай я тебе его открою". Затем он показывает ребёнку все, что лежит в коробке: руководство, различные детали и т. д., а в довершение всего принимается сооружать одну из сложных моделей, например, подъёмный кран. Ребёнку может быть очень интересно то, что происходит у него на глазах, однако ему не дают возможности самому заняться конструктором, используя своё тело, разум или чувства, ему не дают возможности испытать свои силы в новом для него деле, посмотреть, на что он способен или придать новое направление своим интересам.
Сооружение для ребёнка подъёмного крана может привести и к тому, что ему может захотеться сделать то же самое, хотя у него не было возможности подготовиться к решению столь сложной задачи. Целью становится объект, а не ощущение причастности к процессу создания объекта. Кроме того, что бы он потом ни сделал самостоятельно, все будет казаться ему ничтожным по сравнению с тем, что кто-то уже сделал для него и за него. Он не приобрёл никакого опыта, который поможет ему, когда он в следующий раз столкнётся с чем-то новым. Иными словами, он внутренне "не вырос", его "опыт" был навязан ему извне.

Таким образом, страх знаний имеет двойственную природу.
Он продиктован ощущаемыми пределами зоны безопасности и навязанным извне опытом. Соответственно и преодоление такого страха управляемо как изнутри, через личностный рост, обычно связанный с переживанием (смерть близких, тяжёлая болезнь, катарсис). Так и снаружи. Причём двумя способами - как увеличением, так и уменьшением безопасности.

Ещё одной важной причиной страха перед знанием является действенная природа знания.
Ещё Сократ утверждал синонимичность знания и действия.

«Если мы исходим из полного знания, то соответствующее действие следует автоматически, как рефлекс. В этом случае выбор делается совершенно спонтанно и без колебаний».
(Маслоу).

Также это связано и с переживаниями «могущества мысли», когда мысль идентична действию.
Напомню, что именно так понимается многими теологами грех.

Так вот эта тесная «связь между знанием и действием может помочь нам объяснить одну из причин страха познания - глубинный страх перед действием, перед последствиями, которые проистекают из знания, страх перед угрозой ответственности. Зачастую лучше чего-то не знать, потому что, если ты будешь это "что-то" знать, то тебе придется действовать и рисковать головой. Это стремление оставаться маленьким, подобно человеку, который сказал: "Я так рад, что мне не нравятся устрицы! Потому что, если бы они мне нравились, то я бы их ел, а я эту гадость не выношу».
(Маслоу).

Итак, тот факт, что потребность в знаниях, если мы хотим в ней хорошо разобраться, следует рассматривать наряду со страхом перед знаниями, с потребностью в безопасности и страхом ответственности, не вызывает особых сомнений.
При этом все усиливающие страх психологические и социальные факторы закрепощают нас в нашем порыве к знаниям, и, наоборот, все факторы, увеличивающие отвагу и свободу, высвобождают нашу потребность в познании.

Оригинал http://www.echo.msk.ru/blog/urba/693298-echo/

страх, родители, школа, Эхо Москвы, знания, образование, дети, Маслоу, учитель

Previous post Next post
Up