Давненько я не делала постов из серии «Семейный альбом императора». Восполняю пробел. Предыдущие посты можно посмотреть здесь:
Часть 1.Господин Александр.
http://catherine-catty.livejournal.com/27364.html Часть 2.Амур.
http://catherine-catty.livejournal.com/30636.htmlЧасть 3.Братья.
http://catherine-catty.livejournal.com/34167.html В сентябре 1801 года во время коронации Александра I митрополит Платон указал на императора и произнес: «Смотрите, православные, каким Бог наградил нас царем - прекрасен и лицом и душою!». Чуть позже он добавил: „Мы сподобились увидеть ангела в короне и порфире». Ну, насчет моральных качеств Александра Павловича не все было так просто, здесь дело темное… Что же касается внешности, то предлагаю всем желающим ее оценить. Для тех, кто привык к цифрам, сообщаю антропометрические параметры.
Рост 2 аршина, 9-10 вершков. То есть, 182-187 см.
Объем талии в молодые годы 77 см.
Размер обуви примерно 43-44 (длина подошвы сапога -30,5 см.).
Ну а теперь - портреты 1801-1808 гг. и мнения современников.
Император Александр I. Аткинсон. 1801-1805. Симбирский художественный музей.
Император Александр I. Боровиковский. 1802-1803. Русский музей.
Император Александр I. Неизвестный художник. Копия портрета Виже-Лебрен 1802 года. Архангельское.
"О, как он был чудесен! В 40 лет знали мы его еще молодцом и красавцем; что же был он в 23?" (Ф.Ф.Вигель. Записки.)
Император Александр I. Вуаль. 1802. Русский музей.
Император Александр I. Неизвестный художник. 1802. Останкино.
Император Александр I. Кюгельхен. 1803. Петергоф.
"Император тоже был красавец и сиял молодостью и той душевною ясностью, которая составляла отличительное его свойство." (Д.Х.Ливен. Записки.)
Император Александр I. Щукин. 1803.
Император Александр I. Яненко. 1804. Русский музей.
Император Александр I. Пеншон. Начало 1800-х.
"Прибыли император и императрица. Он - статный, красивый, светловолосый, похож на юношу." (М.Вильмот. Письмо от 31.07.1803 по новому стилю)
Император Александр I. Кюгельхен. 1801-1805. Бородинская панорама.
Император Александр I. Кюгельхен (возможно). 1801-1805. Русский музей.
Император Александр I. Кюгельхен. 1801-1805. Русский музей.
«Император прибыл в четыре часа. Он был молод и красив и, хотя был прекрасно сложен, его осанка показалась мне скорее элегантной, чем благородной и важной. Его манеры были лишены той непринужденности, которая присуще человеку, находящемуся в исключительном положении и привыкшему повелевать. По-видимому, он чувствовал себя стесненным, в его чрезмерной учтивости было что-то банальное, и вообще все, вплоть до его необычайной прямизны вследствие чрезмерно узкого мундира, придавало ему вид скорее прелестного молодого офицера, чем юного монарха.
Почти весь вечер император провел на ногах. Говорили, что мундир его так узок, что во всяком другом положении он чувствует себя неловко».
(А.Потоцкая. Мемуары.Дело происходит в 1805 году.)
Император Александр I. Щукин. 1801-1805.
Император Александр I. Неизвестный художник, ранее картина приписывалась Щукину. 1805-1808. Русский музей.
Император Александр I. Неизвестный художник, ранее картина приписывалась Щукину. (еще один вариант). 1805-1808. Русский музей.
«Сегодня наконец Бог привел увидеть государя. Какая величавая наружность, какой красавец, и ко всему этому - какая душа! …Что за ангельское лицо и пленительная улыбка.» (С.П.Жихарев. Записки. 02.12.1806)
Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы. Русский музей.
Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы. Рыбинский музей.
Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы. Музей Пушкина на Волхонке (Москва).
"Теперь одежда эта показалась бы несколько странною, но тогда она всем нравилась, особенно на тридцатилетнем мужчине такой чудесной красоты, стройности и ловкости, коими одарен был покойный император." (Д.В. Давыдов. Тильзит в 1807 году)
Император Александр I. Боровиковский. По оригиналу Виже-Лебрен. 1802. Ставропольский государственный музей.
Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы. Царицыно.
Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы. Эрмитаж.
"Говорят, Наполеон, увидев Александра, был поражен его красотой. «Это Аполлон» - воскликнул он." (С.Шуазель-Гуфье. Исторические мемуары)
Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы.
Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.
Император Александр I. Гравюра Годби по оригиналу Пеншона. 1801-1806. Бородинское поле.
Это молодой, чрезвычайно добрый и красивый император. Он гораздо умнее, чем думают. (И гораздо умнее, чем мог себе представить Бонапарт, к слову- К-К.) Будь он женщиной, я бы в него влюбился. (Н.Бонапарт. Из письма императрице Жозефине. 1807 г.)
Император Александр I. 1800-е. Неизвестный художник французской школы.
Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.
Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.
Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.
Спасибо Sergej Barinov, он опознал: гравюра Тардье по оригиналу Кюгельхена, 1802.
Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.
Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.
P.S. За помощь в собирании портретов спасибо:
baronet65,
maxfraikiev,
sarmata.
P.P.S. Это не все портреты 1801-1808 гг., что у меня есть. Но, если я решу выставит все, у меня, как в стихотворении Лермонтова, «рука колоть устанет».
P.P.P.S. Дружеское предупреждение. Дамы и господа. Еще раз предупреждаю: не стоит безоговорочно доверять всему тому, что выставлено в сети. Все делают ошибки. И я тоже, ибо «Доктор тоже человек». Пример из жизни. Совсем недавно обнаружила в чужом ЖЖ портрет, который был выставлен у меня. Ну, обнаружила, и обнаружила. Картину я не рисовала, так что, пользуйтесь. Не мешало бы спасибо сказать, ну ладно, вежливость не всем присуща. Но дело в том, что я, выставив портрет, совершила ошибку и указала не того художника. Через несколько дней пост я исправила. А человек, который у меня портрет скопировал, проверить поленился и теперь, верно, гордится своим творением. Еще раз: «Доверяй, но проверяй!»