Семейный альбом императора. Часть 1. «Господин Александр».

Feb 10, 2008 13:43

Практически у каждого из нас есть семейный альбом с фотографиями. Нечто в этом роде существовало и у императора Александра I, только 200 лет назад это называлось «картинная галерея». Думаю, мало кого интересуют все изображения Александра Павловича. На данный момент у меня их полторы сотни, причем то и дело всплывают новые. Поэтому я решила выставить либо значимые портреты, либо малоизвестные, либо те, что нравятся лично мне. Сколько будет частей, пока неизвестно.

"Господин Александр". Так звала его бабка, Екатерина Великая, обожавшая внука. Вот что пишет она Гриму: «Я бьюсь об заклад, что вы вовсе не знаете того господина Александра, о котором я буду вам говорить. Это вовсе не Александр Великий, а очень маленький Александр, который родился 12-го этого месяца в 10 и три четверти часа утра». Появление ребенка в императорской семье - событии чрезвычайной важности. Поэтому рисовать его начали едва ли не с рождения.

Гравюра с рисунка Торелли. 1778 год. Александру здесь нет и года.


На что сразу же обращает внимание зритель? Нет никаких сомнений в том, что это мальчик. Не девчонка-принцесса, с которой придется еще долго возиться и искать ей жениха (Отметим, что дело это для русских великих княжон, не менявших веры, в 18-19 веках было не всегда простым.), а будущий мужчина, возможный наследник российского престола. Кроме того, это - член императорской фамилии, о чем говорят знаки ордена Андрея Первозванного. Вот интересно: на младенце одежки нет, а орден на картине присутствует. Кстати, на всех без исключения детских портретах голубая орденская лента будет нарисована в обязательном порядке.

Как известно, Екатерина сама воспитывала внука, практически не подпуская к нему Марию Федоровну. Тем не менее, картина, изображающая мать и дитя существует. Не знаю, чем объясняется то, что красавица-княгиня здесь страшнее атомной войны, а уж на младенца и вовсе без слез не взглянешь. То ли художник был недоучкой, то ли современная полиграфия настолько ужасна.

В.к. Мария Федоровна с сыном (вроде как со старшим). Начало 1780-х. Виолье.



Еще одна картина. Великий князь подрос и уже может сидеть и играть погремушкой. Сразу можно понять, что младенец здоров: вон он какой большой и упитанный. «Любимое платьице его, это - очень коротенькая рубашечка и маленький вязаный очень широкий жилетик.» (из письма Екатерины II, 1787 г.)



Еще одна картинка. Соверщенно очаровательная рожица и вполне узнаваемая улыбка.



Екатерина II сама придумала для малыша одежку, не стесняющую движений, и была этим чрезвычайно горда. «Шведский король и принц прусский просили у меня и получили выкройку платьица господина Александра. На всем этом нет ни одного шва, и ребенок почти не знает, что его одевают: ему всунут ручки и ножки в платьице вдруг, и вот он готов; это платье - гениальная черта с моей стороны, и я хотела, чтобы вы о ней знали.» (из письма от 24 мая 1781 г.)
Одеяние маленького Александра не сохранилось. Но все же мы можем представить себя, что оно из себя представляло. Это своего рода комбинезончик. До наших дней дожил костюмчик, что носил шведский кронпринц, но, увы, он в Стокгольме. Однако мы можем полюбоваться на великого князя Александра в творении его бабки на этих картинах:

Предположительно копия Лангрене с портрета Бромптома.


Сколько символов: лира, колчан со стрелами, шлем с плюмажем. Это копия, но, возможно, об оригинале этого портрета писала когда-то императрица:«…намедни, когда я велела с него снять портрет Бромптону, хорошему английскому живописцу, и малютка не хотел смирно сидеть, я спросила его : «Как сидишь ты перед живописцем?» Он отвечал: «Не знаю, я себя не вижу.» (письмо от 14 мая 1780)

Копия портрета Рокотова.


Похоже, слева от ребенка опять шлем с плюмажем. Любили в XVIII веке символы, ох, как любили! Я, конечно, не искусствовед, но уж очень "не рокотовский" портрет. Ни жемчужно-серой гаммы, ни размытости линий. Странно.

Картина Бромптона. 1780


Братья Александр и Константин. Вы думаете, малыши в войнушку играют? Не-е-ет, все гораздо сложнее. Сплошные аллегории. Опять из письма Екатерины: «Брамптом написал обоих моих внуков; и вышла прелестная картина; старший забавляется тем, что рассекает Гордиев узел, а другой дерзко поднял на плечо знамя Константина.» (письмо от 24 мая 1781 г.).

Предположительно К. Хойер. 1781.


Семья в полном составе: Павел Петрович, Мария Федоровна, Александр и Константин Павловичи. Очаровательно, не правда ли? Счастливый отец, цветущая мать, первенец, про которого бабка говорила, что с него можно было бы лепить Купидона, и симпатичный младший сын. Бело-серо-розово-голубая гамма. Щелк, бархат и розы. Идиллия. Никогда не скажешь, что в таком составе семья собиралась крайне редко.

А вот это - точно Рокотов.


Нежное личико, слабая улыбка, доверчивый взгляд.

Е.П.Янькова вспоминает: «В конце 1780-х годов, не припомню в каком именно (в 1787), государыня была в Москве, и мне довелось тогда ее видеть вблизи: она ехала в карете, а пред нею сидели ее внуки - Александр и Константин, мальчики лет 10 и 8. Старший брат был удивительно красив.»
Посмотрим на портреты этого периода.

Левицкий, 1787



Скородумов, 1787



Неизвестный художник


Очень похоже, что два последних - копии первого. Миловидный ребенок. Очень хрупкий и удивительно грустный. Совершенно не по детски печальные глаза, да и знаменитая бабкина улыбка не кажется радостной. Очень послушный мальчик всячески старается угодить взрослым. Позировать несколько часов? Да, конечно, он сделает и это, лишь бы все были довольны.

Время шло. Мальчик рос, вместе с ним менялся его наряд. На этом портрете - уже отрок: прическа с буклями, «взрослое» жабо, а не отложной воротничок.



Надо сказать, что, несмотря на женственную миловидность лица, мальчик был крупный. Протасов, воспитатель великого князя, отметил, что в 1789 году, когда Александру 11-12 лет, рост его равнялся 2 аршинам и 6 вершкам, (171 см.), а в декабре 1791 года записал следующее: «Александр Павлович вступил в 14 лет своего возраста, ростом 2-хъ арш. 7 вершков.». В переводе на метрическую систему измерений, это - 175,5 см. Более чем неплохо даже для современного подростка, а уж про далекий XVIII век и говорить нечего. Кстати, потом он еще подрастет на 2-3 вершка.

Вот великий князь Александр в 14 лет.
Портрет Вуаля, 1792.



Орденской ленты нет, но звезда присутствует. Тщательно завитые волосы. Прекрасный цвет лица. Нежный румянец. Серые глаза спокойно смотрят на зрителя. Кстати, на большинстве портретов они именно серые, а не голубые. Нет больше испуганного ребенка с портретов 4-х летней давности. Похоже, подросток уже осознал свое положение в обществе и обрел некоторую уверенность в себе. Известно, что Александр Павлович всегда был щеголем, даже в 14 лет он одет к лицу: темно-зеленый кафтан с крупными пуговицами, модный вышитый жилет.

Закончим эту часть словами уже цитируемого Протасова: «Декабря 12. Рождения день А. П. Его высочеству минуло от роду 15 лет. Благодаренье Всемогущему, вступил из отрочества в юношество!»

P.S. Все картинки кликабельны.
P.P.S. Продолжение следует.

Александр I: изображения

Previous post Next post
Up